Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»
В настоящей статье мы затронем вопросы предназначения, структуры, цели Федерального закона об образовании в Российской Федерации (273 — ФЗ). Также вы сможете ознакомиться с последней редакцией ФЗ с изменениями на 2017 год.
В современном мире от уровня развития и качества образования зависят практически все «грани» жизни государства: начиная с экономики, научно-технического прогресса, заканчивая культурой и безопасностью. Естественно, что столь важный сегмент общественной жизни как никакой другой нуждается в адекватной правовой базе. Тем не менее, на протяжении долгих лет в России остро стояла проблема неполного соответствия между общественно-политической ролью образования и состоянием законодательной базы, призванной регулировать отношения в сфере образования.
Утвержденный в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» уже к концу 90-х гг. нуждался в обновлениях по причине прогресса социально – экономических отношений, растущих требований к выпускникам учебных заведений, роста числа образовательных учреждений, что требовало более четкой законодательной базы. Многократно вносимые поправки и дополнения в существующее на тот момент нормативные акты лишь привели законодательство об образовании к неустранимым внутренним противоречиям. А самой главной причиной, подтолкнувшей правительство к началу разработки нового основополагающего закона об образовании, был тот факт, что старый закон был ориентирован на регулирование советской модели образования.
Изначально разработчики нового закона приняли решение пойти по пути кодификации сферы законодательства и разработать Кодекс РФ об образовании. Однако кодекс не был утвержден. Впоследствии был разработан план-проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен был включить в себя как принципы правового регулирования отношений в сфере реализации обучения общего характера, так и положения, призванные регламентировать отдельные уровни профессионального и общего образования.
Процесс принятия нового закона привлек к себе пристальное неподдельное внимание общественности и членов политических партий, как никакой другой проект. В ходе общественного обсуждения законопроекта число предлагаемых поправок исчислялось тысячами.
В конечном счете, новый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был принят 29 декабря 2012 г., вступил в законную силу 1 сентября 2013 г. и действует по настоящее время. Данный закон сегодня является основополагающим правовым актом в области образования.
Закон 2012 года заменил 2 основных закона: Закон об образовании от 1992 г. и Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г., а также ряд других нормативно-законодательных актов.
Значение ФЗ Об образовании
Значение закона об образовании невозможно переоценить, так как он:
устанавливает гарантии в отношении прав и свобод граждан со стороны государства в сфере образования. В России состояние дел в сфере обучения напрямую связано не только с государственной социально ориентированной политикой, но и со стратегией экономического развития страны.
способствует интеграционному объединению российского и европейского образовательных пространств, создавая благоприятные условия для развития большей мобильности студентов и преподавательского состава, а также предоставляя возможность реализации совместных образовательных программ.
Цель Федерального закона об образовании
Цель федерального законодательства об образовании — предоставить каждому гражданину оптимальные условия для получения дошкольного, обязательного общего и высшего образования, а также выбор качественных образовательных организаций.
Предмет ФЗ — 273
В качестве предмета регулирования ФЗ об образовании выступают общественные отношения, которые возникают в ходе реализации права на обучение.
Содержание закона
В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены:
экономические, организационные и правовые основы образования в РФ;
основы функционирования системы образования и практики образовательной деятельности;
главные принципы государственной политики России в сфере образования;
правовое положение субъектов отношений в сфере образования.
Стоит отметить, что новый закон об образовании от 2012 г. является гарантом бесплатности и доступности школьного, дошкольного и дополнительного образования. Основным нововведением в законе 2012 г. является то, что он разграничивает уровни общего (дошкольное, начальное, основное и среднее общее), профессионального и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).
Помимо прочего, в законе прописаны правила организации обучения несовершеннолетних инвалидов и детей, имеющих ограничения по здоровью, права ребенка на обучение по индивидуально составленному учебному графику, совмещение школьного обучения с обучением на дому (семейным).
Новый закон не подразделяет учреждения образования на виды, что прежде создавало излишние административные барьеры и накладывало ограничения на возможности в осуществлении образовательных программ.
Помимо прочего, закон вводит систему государственного мониторинга образования и процедуру независимой оценки качества обучения.