Некоммерческие организации. Лекции

Лекция №1

ПА: К РФ, Закон о некоммерческих организациях, Закон об общественных объединениях, Закон о политических партиях (на семинары обязательно). Доклад в конце семинара, 4 раза контрольная работа. 2 и более пропусков без уважительной причины – последние 2 семинара физкульт работа «вопрос – ответ».

3 основных блока:

  1. Общетеоретический;
  2. Правовое положение некоммерческих организаций;
  3. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций (экономические и не экономические).

Тема 1 Право некоммерческих организаций (НО) в Российском праве

  1. 1.      Право НО как развивающий комплексный институт права

Право НО – это совокупность норм права, которое распространяется (регулирует) на НО.

Нормы права объединяются в институты. Институты права образуют отрасль права. Далее появляется метод – способ, который воздействует на нормы права. НО участвуют в отношениях, которые с позиции теории права, относятся к различным отраслям.

Право НО с позиции Российского права – комплексный институт права. Это не отрасль права, так как для НО есть предмет, но нет универсального метода. Для каждой отрасли права всегда есть 1 кодифицированный акт, такого нет у права НО. ФЗ «О Некоммерческих Организациях» нельзя отнести к кодифицированному акту.

 3 основания деятельности НО:

  • Само понятие НО – это организация, основной целью которой не является получения выгоды и не распределяет доходы.
  • Конституционное право на объединение.
  • Конструкция юридического лица.

Общественные объединения и Религиозные образования не являются ЮЛ.

  • Принципы и гарантии деятельности НО.

Основа для объединения НА засчет выше перечисленного (3 основания).

Право НО – это комплексный межотраслевой институт Российского права объединяющий нормы конституционного и значительного числа иных отраслей права нацеленных на закрепление правового положения НО в разных сферах общественной жизни, а также регулировании взаимоотношений НО с иными социальными субъектами.

Институт права имеет внутреннюю структуру – субинститут. Все НП различных отраслей которые регулируют правовое положения НО. Основой деления является положение ФЗ « О некоммерческих организаций». Субинституты:

  • Нормы, определяющие фундаментальные основы права НО, т.е. положения, нормы права которые определяют сущность этого института.
  • Нормы, определяющие правовое положение отдельных видов НО, т.е. особенности.
  • Нормы, посвященные созданию, реорганизации и ликвидации НО, т.е. нормы которые регулирую различные вариант трансформации.
  • Нормы, определяющие порядок деятельности и управления в НО, т.е. содержит нормы которые определяю цели, задачи, как осуществляется повседневная деятельность.
  • Нормы, которые регламентирует порядок взаимодействия НО с органами публичной власти, т.е. ОГВ и ОМСУ.
  1. 2.      Предмет и метод

Предмет – общественные отношения, где присутствуют НО. 2 группы:

  • Внешние  — НО как субъект воздействует (общается) с аналогичным субъектом (находится вне правового поля – государство, ЮЛ, индивиды и т.д.).
  • Внутренние – отношения, которые возникают внутри НО (локальными) – распределение между органами управления и т.д. Регулируются Учредительными или локальными актами.

Метод – способ, которым регулируются общественные отношения:

?  Императивный;

?  Диспозитивный (дает определенным субъектам маневренные действия совершить).

Т.е. Метод рамочного регулирования  — закрепляются границы действий, а внутри границ субъекты действуют по своему усмотрению.

Субъект отношений Права НО — круг лиц, который может быть участником отношений:

  • Индивидуальные (физические лица) – основы бывают разные:
  • По гражданству
  • Учредители, члены НО
  • Коллективные:
  • ЮЛ
  • Органы публичной власти
  1. 3.      Законодательство о некоммерческих организациях

Законодательство определяется:

  • Как совокупность ПА, которые могут создавать органы публичной власти (более полно отражает более широкая сущность законодательства).
  • Законы (нет подзаконных актов, Указов/ Постановлений Правительства).

Законодательство — вся совокупность НПА, которые содержат все нормы права регулирующие НО.

Виды НПА:

  • Общее законодательство — НПА определяющие порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НО (П: К РФ, ГК РФ, НК РФ, ФЗ « О НО»и т.д.).
  • Специальное законодательство — НПА регулирующие правовое положение отдельных видов НО (ФЗ « Об общественных объединениях, ФЗ « О политических партиях» и т.д.).
  • Особенности деятельности — НПА регламентирующие отдельные вопросы деятельности НО (П: Закон «О благотворительной деятельности и благотворительной организации» и т.д.).
  • Локальные правовые акты (Учредительные документы НО, внутренние ПА НО – Приказы, Распоряжения, Письма).

История развития законодательства:

  • До 1917 г.  – Великая октябрьская революция. Не было понятие «НО», было понятие «благотворительность». 1905 г. Манифест о политических партиях. Акцента законодательного не было на НО, так как НО рассматривались как форма благотворительности;
  • Советский период истории России. До ГК 1964 г. Понятия общественная организация/объединение вообще не существовало. Эти понятия были заменены. В ГК 1964 г. Было сформулировано разделение  — существуют государственные кооперативы и иные объединения. ДО 1992 г. Не было понятия «НО» вообще. В 1990 г. Принят документ об основах гражданского законодательства, Гражданский кодекс 1964 не отвечал реалиям экономики – деление ЮЛ на коммерческие и некоммерческие (день рождения НО). 1991 г. Развал СССР. В полной мере эти основы законодательства не вступили в силу;
  • Постсоветский (с 1993 г.) С принятием К РФ было упомянуто, о том что есть право на объединение, в т.ч. на союзы Далее принят закон « О НО», ФЗ « Общественных объединениях», ФЗ « О политических партиях» и т.д..

Проблемы законодательства НО:

  • Отсутствие единой кодификационной составляющей, т.е. отсутствует соотношение одного акта по отношению к другому.
  • Проблема терминологического порядка (нарушение юридической техники).
  1. 4.      Право НО как учебная дисциплина

Делится:

  • Общая часть – теоретические основы права НО, гарантии, принципы НО.
  • Специальная часть – правоприменение, правовое положение отдельных видов НО, процедуры легализации, контроля, вопросы в соотношении российского и международного права с т.з. регулирования НО.

Тема 2. Некоммерческие организации, как форма объединения граждан и организаций.

 

1. Некоммерческие организации и основные права и свобод человека

Смотреть определение некоммерческих организаций и цели их создания (в основном на блага общества, а не для личных, внутренних целей)

Существуют специальные ограничения в целях создания некоммерческих организаций. С помощью некоммерческих организаций можно реализовать права.

Соотношение:

  • Некоммерческие организации и право на объединение. Право на объединения – реализация права на объединения в профсоюзы и организации (ст. 30 К). Право на объединение – возможность людей объединяться в какие-либо коллективы. Например: в странах Европы право на объединение принадлежит абсолютному большинству. Но ЕСПЧ, когда рассматривает дела, которые связаны с нарушением ЕК о защите основных прав и свобод разделяет право на объединение в некоммерческие организации и предпринимательские сообщества. Чтобы по сущности объединение считалось некоммерческим: должна быть определенная структура, объединение должно быть негосударственным (т.е. не должно выполнять публичных функций), цели этого объединения – общественные блага (не должно преследовать внутрикорпоративных целей). В России на право на объединение есть 2 точки зрения: 1). Право на объединение принадлежит любому гражданину и может быть реализовано либо путем объединения в некоммерческие организации, либо в предпринимательские сообщества. Некоммерческая организация может войти в состав учредителей и предпринимательского сообщества и другого некоммерческого объединения. Здесь могут быть 2 цели: лоббирование или получение дополнительных доходов 2). Право на объединение может реализовываться не только в тех формах, но еще в форме МСУ
  • Некоммерческие организации и право на обращение (петицию). Некоммерческие организации могут обращаться в ОГВ и ОМСУ с обращениями (в К написано «каждый»). Разный процесс обращения в зависимости от целей и вида обращения (может просто подписать руководитель, иногда нужно созывать совет)
  • Некоммерческие организации и право на собрания, митинги и шествия. Обычно это право реализуют профсоюзы. Часто проходят митинги в защиту этого права. Есть определенная коллизия между правовой позицией РФ и правовой позицией ЕСПЧ. ЕСПЧ считает, что такое право является абсолютным и может ограничиваться, если цели митинга не соответствуют демократическим ценностям или если не обеспечена безопасность.
  • Некоммерческие организации и право на свободу экономической деятельности, предпринимательства. Организация может заниматься экономически выгодными формами деятельности и получать прибыль, но это не должно являться ее основной целью.
  • Некоммерческие организации и право на управление делами государства. Некоммерческие объединения могут участвовать в управлении государством в различных формах. Традиционно их 2: участие в публичной сфере управления и участие в решении общественно-полезных задач (грант, муниципальный заказ. Публичные цели – это когда государство выполняет функции власти: некоммерческие организации могут входить в какие-либо консультативные или экспертные советы при государстве; политические партии.

 

Некоммерческие организации и права и свободы соотносятся следующим образом: с одной стороны некоммерческая организация является сама одной из формой реализации прав, с другой сторона она является участником отношений иных прав. Когда мы говорим о праве некоммерческих организаций, мы разбираем не только конструкцию неком организаций, но и их взаимоотношение с другими организациями. Институт некоммерческих организаций важен не только как институт ЮЛ, но и как институт гражданского права.

2. Принципы деятельности некоммерческих организаций в российском законодательстве.

  • Принцип добровольности – объединяющиеся добровольно выражают свою волю и желание на вступление в данное объединение, либо воздерживаются от вступления. Каждый индивид самостоятельно решает, желает ли он вступить в то или иное объединение. Этот принцип распространяется на каждого, кроме тех случаев, когда гражданин РФ или иностранный гражданин совершил какие-то деяние, направленные против государства.
  • Принцип самоуправления: предполагает, что некоммерческая организация осуществляет свою деятельность в рамках своей компетенции и действующего законодательства без вмешательства органов государственной и муниципальной власти; каждый член, либо участник объединения имеет право принимать участие в делах этой организации, избирать и быть избранным в органы управления, обсуждать и участвовать в принятии решений, направленных на реализацию целей и задач этого объединения. При определении структуры объединения нужно, чтоб всегда был высший орган управления (свободны в наименовании, но не свободны в полномочиях); чтоб были иные органы управления (для фондов – попечительский совет, для общественных объединений – ревизионный орган).
  • Принцип законности. Ст. 15 К ОГВ, ОМСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и закон. Некоммерческим организациям может быть отказано в государственной регистрации (если документы не соответствуют законодательству и если нарушили закон ? меры публично-правовой ответственности).
  • Принцип гласности – обозначает принцип информационной открытости (ст. 29 К РФ). Он реализуется в том, что некоммерческая организация свободна в пропаганде любыми допустимыми способами. Эти объединения не могут скрывать учредительные документы, программные документы, отчет об использовании имущества за определенный период.

Принципы, выработанные некоммерческим сообществом:

  • некоммерческие организации обязаны следовать общественным интересам, т.е. в качестве основы своего фундамента они должны строить общественно-полезные цели.
  • принцип солидарности. В случае угроз гражданскому обществу все некоммерческие организации должны быть солидарны. Государство должно действовать в интересах общества.
  • принцип профессионализма. Профессионализм должен быть в учредителях, членах и участниках объединения.
  • принцип осознанного участия, т.е. это конкретизация принципа добровольности (для чего вступаете?)
  • принцип демократичности управления (например: голос каждого голосующего одинаков, уважение мнение большинства к меньшинству)
  • недопущение конфликта интересов
  • принцип самоконтроля: сама организация внутри должна строить так свою работу, чтоб можно было вовремя обнаружить какие-либо недостатки, проблемы.
  • принцип ответственной деятельности и ответственного партнерства  (самого объединения)
  • принцип самоограничения при спорной деятельности. Если при принятии решения происходит коллизия, то на нарушение идут, если это нарушение приведет к благоприятным общественно-значимым целям.
  • Принцип гражданской ответственности: все некоммерческие организации своей деятельностью должны привлекать к существующим проблемам

 

Принципы – это те фундаментальные направления, которые должны соблюдаться при правовом регулировании и при не правовом.

Тема 3. Понятие, признаки, классификация НО.

  1. 1.      Понятие и признаки НО.

Ст.50 ГК РФ понятие ЮЛ. Разделение на НО и коммерческие организации еще появляется в римском праве. Отличие (2 критерия понятие НО, которое предъявляет наше государство):

  • Отсутствие в качестве основной цели деятельности – прибыли. В качестве основной цели деятельности могут быть (ФЗ «О НО») социальные, благотворительные, научные, образовательные и  иные цели. Данный перечень широкий. Основная цель деятельности не обозначена как исчерпывающая. Все цели, которые обозначены и не обозначены в законе называются благотворительными. Т.е. основная цель должна быть направлена на общество. Целевое предназначение называется – функциональный подход, в основном используются в странах Европы. С одной стороны, цели НО должны быть достаточно точны, с другой стороны – большой объем целей обозначает наше государство. Т.е. П

перечень целей должен быть ограничен.

  • Запрет на распределение прибыли между участниками НО.  Понятие «прибыль» дано в НК РФ ст.47. Предпринимательская деятельность – систематическое получение прибыли. Результаты предпринимательской деятельности не распределяются между частниками НО.

3 критерия когда предпринимательская деятельность НО не будет противоречить законодательству о НО:

  • Должна быть основная технологическая взаимосвязь между основной и дополнительной (предпринимательской) деятельность.
  • Наличие функциональной связи между основной и дополнительной деятельностью.
  • Удовлетворение дополнительными видами предпринимательской деятельности основной вид (цель) деятельности организации.

Надо соблюсти паритет между экономическими и функциональными потребностями.

НО – это форма объединений граждан и организаций в порядке предусмотренным действующим законодательством, обладающим субъективными правами и юридическими обязанностями, основной целью которых является не предпринимательская деятельности, а достижение общественных благ представляющих взаимный интерес объединившихся субъектов, удовлетворение их не материальных потребностей.

  1. 2.      Классификация НО

Принцип классификации практически не задействован: Первая классификация:

  • Классификация по источникам правового закрепления видов НО (ГК РФ и Закон « О НО»):
    • Потребительские кооперативы
    • Фонды
    • Учреждения и т.д.
    • ПА об отдельных видах НО:
      • Общественные объединения;
      • ТСЖ;
      • Торгово-промышленные палаты;
      • Национально-культурная автономия.

Вторая классификация:

  • Организации, основанные на членстве:
    • ассоциации,
    • политические партии,
    • общественные организации (учредители и участники их правовой статус не одинаковый) и т.д.
    • Организации, основанные на членстве:
      • фонд,
      • общественные движения,
      • автономная НО и т.д.

Третья классификация:

  • НО действующие на основании только Устава:
    • Общественные объединения;
    • Общественные объединения.
    • НО которые могут действовать на основании Устава и Учредительного договора:
      • Ассоциации
      • Некоммерческие партнерства.
      • НО которые не имеют учредительных документов предусмотренных ст. 52 ГК РФ.

Четвертая классификация: в зависимости от объема гражданско-правовой ответственности:

  • НО самостоятельно отвечающие по своим обязательствам:
    • Общественные объединения;
    • Некоммерческие партнерства.
    • НО с дополнительной субсидиарной ответственностью:
      • Ассоциации;
      • Союзы.
      • НО чья имущественная ответственность зависит от отдельного ПА
        • Государственные компании;
        • Государственные корпорации.

Пятая классификация: в зависимости от организационно-правовой формы:

  • Потребительские кооперативы:
    • Садоводческие кооперативы;
    • Огороднические кооперативы;
    • Кредитные кооперативы;
    • Жилищно-накопительные кооперативы и т.д.
    • ТСЖ;
    • Учреждения:
      • Бюджетные
      • Казенные
      • Автономные
      • Общественные объединения:
        • Политические партии;
        • Общины КМН Севера;
        • Национально-культурная автономия и т.д.
        • Некоммерческие партнерства:
          • Торгово-промышленная палата;
          • Ассоциации экономического взаимодействия;
          • Товарные биржи и т.д.
          • Объединения ЮЛ:
            • Объединение работодателей;
            • Ассоциации и союзы.

Признаки

Виды НО

  1. Организационно-правовая форма;

Частное учреждение, фонд, общественная организация.

  1. Форма собственности;

Государственная – государственные учреждения; муниципальная; частная; смешанная.

  1. Предпосылки объединения учредителей;
  • Организации основанные на членстве, т.е. предпосылка – люди создают организацию с фиксированным членством.
  • Содействие предпринимательской деятельности.
  • Организационное оформление целевых, в т.ч. бюджетных средств. У учредителя есть определенный капитал, который он хотел бы использовать для достижения полезных благ.
  1. Преобладающий вид экономической деятельности.
  • Образование;
  • Здравоохранение;
  • Культура;
  • Социальная сфера.
  1. Цели деятельности

Благотворительная, профессиональная, выполнение профессиональных услуг.

  1. Источники финансирования
  • Целевые поступления (членские взносы и т.д.);
  • Доходы от предпринимательской деятельности .
  1. Экономический характер деятельности
  • Организации, осуществляющие исключительно не коммерческую деятельность;
  • Организации, которые наряду с некоммерческой деятельностью занимаются предпринимательской деятельностью.

 

Тема №4 Правовое положение отдельных видов НО.

  1. 1.      Правовое положение общественных объединений

Общественные объединения и религиозные объединения объединены – но это не так!!!

Общественные объединения – ст. 6 Закон « О НО» — это добровольное объединение граждан в установленном законом порядке, объединившихся на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных не материальных потребностей.

Общественные объединения — в Законе «Об общественных объединений» – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения.

Признаки по закону «О НО»:

  • Добровольность;
  • Объединение граждан;
  • В установленном законом порядке;
  • Общность интересов;
  • Цели объединения.

Признаки по закону «Об общественных объединениях:

  • Добровольность;
  • Самоуправляемость;
  • Некоммерческое формирование;
  • Созданное лишь по инициативе граждан;
  • Общность интересов;
  • Цели указаны в Уставе.

Общественные объединения:

  • Основанные на членстве – учредители становятся членами организации.
  • Не основанные на членстве – учредители остаются учредителями, но все последующие люди будут участниками.

Учредителями могут быть лица, достигшие 18 лет. Но это не всегда так. Есть молодежные объединения и т.д. Общественные объединения в статусе ЮЛ. Законодательство об общественных объединения выделят особенность – не все лица могут быть в силу ограничения закона быть учредителями – ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со ст.10 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» – общественное объединение юридически существует.

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Общественные объединения делятся по территориальной  сфере деятельность:

  • Международные – хотя бы 1 структурное подразделение действует вне пределах РФ. МинЮст принимает решение о их регистрации.
  • Общероссийские – имеют в своих структурных подразделениях более половины субъектов РФ (более 42). Предоставляются протоколы данных подразделений.
  • Межрегиональные – имеют структурные подразделения в 2-х и более структурных организаций. Предоставляются протоколы. Регистрируются в том территориальном органе МинЮсте где находиться данное структурное подразделение.
  • Региональные – действуют в пределах 1 субъекта РФ.
  • Местные – действуют в пределах МО.

Организационно-правовые формы общественных объединений – ст.7:

  • Общественная организация
  • Общественное движение
  • Общественный фонд
  • Орган общественной самодеятельности
  • Общественное учреждение
  • Политическая партия

 

Признаки

Общественная организация

Общественное движение

Общественный фонд

Орган общественной самодеятельности

Общественное учреждение

Понятие

Основанная на членстве общественное объединение созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Состоящее из участников и не имеющая членства массовое общественное объединение преследующее социальные и иные общественно полезные цели поддерживаемые участниками этого движения Вид некоммерческого фонда, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества и использование его на общественно полезные цели. Не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленная на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц. Не имеющее членства общественное объединение ставящее целью оказание конкретного вида услуг отвечающих интересам участников и соответствующий уставным целям.

Цели

Совместная деятельность с целью защиты общих интересов и достижение уставных целей объединившихся лиц Социальные, политические и иные общественно полезные цели. Формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений  и использование этого имущества на общественно полезные цели. Совместное решение различных социальных проблем , возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Оказание конкретного вида услуг, отвечающего интересам участников и соответствующие уставным целям.

Членство

В статусе ЮЛ или ФЛ достигшие 18 лет. Не имеющая членства также также также

Отношение учредителей участников или членов объединение к его имуществу

Учредители и члены организации не сохраняют прав на переданное в собственность организации имущество в том числе на членские взносы,  не отвечают по обязательствам организации и наоборот. Учредители и участники не сохраняют прав на переданное движению имущество, не отвечают по обязательствам движения, а движение не отвечает по их обязательствам. Учредители и участники не вправе использовать имущество фонда в собственных интересах, а также имущество фонда не может быть распределено между учредителями и участниками. Субъектами права собственности является сам орган общественной самодеятельности, за которым закрепляется имущество после его государственной регистрации в качестве ЮЛ. Имущество закрепляется на праве оперативного управления, собственник имущества вправе изъять излишнее не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Руководящие органы

Имеет управление высшим органом управлением – общее собрание, конференция или съезд членов организации. Постоянно действующий – выборный коллегиальный орган подотчетный высшему органу управления. Аналогично общественной организации. Руководящие органы формируются учредителями в форме рекомендаций или персональных назначений. Формируется руководящие органы – самостоятельно в соответствии с уставом. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителями либо формируется коллегиальный орган общем собранием участников не являющимся учредители и потребителями услуг общественного учреждения.

Предпринимательская деятельность

Осуществляется в целях достижения указанных в Уставе цели и задач, а также соответствующую уставным целям. также также также также

Ликвидация

По решению высшего органа управления, либо в судебном порядке. По решению высшего органа управления, либо в судебном порядке в случаях предусмотренным законом. Только в судебном порядке. По решению высшего органа управления или в судебном порядке. По решению высшего органа управления, либо в судебном порядке.

 

Религиозные объединения

К РФ определяет основополагающие положения. Ст. 14 К РФ – 4 признака взаимоотношения государства, общества и религиозных объединений:

  • РФ – является светским государством. Ни государство, ни руководителя религиозных объединений не вмешиваются в дела друг друга
  • Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной.
  • Религиозные объединения отделены от государства, они являются институтом гражданского общества. Т.е. они самостоятельны.
  • Религиозные объединения равны перед законом.

Положения Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»:

  • Ст. 1 – предмет действия закона – правоотношения Настоящий ФЗ регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
  • В законе указывается законодательство, на основе которого строятся отношения регулируемые этим законом – ст. 2 — Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм К РФ, ГК РФ, из настоящего ФЗ, принимаемых в соответствии с ними иных НПА РФ, а также НПА субъектов РФ.

2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются ФЗ. Законы и иные НПА, принимаемые в РФ и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему ФЗ. В случае противоречия настоящему ФЗ НПА субъектов РФ по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий ФЗ.

3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных К РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

  • Ст. 6 — Религиозные объединения

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные организации и религиозные группы. Если более 3 религиозных организаций могут преобразоваться в централизованную религиозную организацию.

  • В отличие от НКО, законодательство регулирующее религиозное объединение значительно отличается — выше количественно (более 10 человек и т.д.). Религиозные объединения являются участниками гражданского оборота.

Казачьи общества. Признаки:

?  Могут быть только граждане РФ. Иностранные и лица без гражданства не могут быть.

?  Цели – возрождение культуры, защита прав и т.д.

?  Казаки принимают на себя в установленной форме обязанности по несению государственной службы.

?  Казачьи общество как вид НКО начинает функционировать, считать себя субъектом права с момента когда оно внесено в единый государственной реестр (ведет МинЮст России).

?  Образуются они по территориальному признаку – в виде хуторских и т.д. В самом законе сказано как их отличать. ФЗ №154 № «О государственной службе российского казачества». Районные – окружные – областные.

?  Процедура управления определяется в Уставе. Высшим органом управления – Высший круг казаков. Представительный орган казаков – представители атаманов. Исполнительный орган – атаман.

Общины КМН

Объединение людей, которые объединяются по кровно-родственному, либо соседскому способу, в целях сохранения своей исконной среды обитания, традиций и т.д.

?  Для ее создания надо иметь 3 ФЛ, 18 лет. Сначала заключают учредительный договор. Учредителями не могут быть ЮЛ, органы публичной власти. Члены этой общины могут быть лица достигшие 16 лет. Членство может быть коллективным или индивидуальным. Член входит в эту общину с имуществом.

Фонды:

  1. Как запас, накопление;
  2. Как денежные и материальные средства, которые сосредоточены в 1-ом месте;
  3. Как формы организации.

В отличие от иных НКО порядок управления фонда определяется учредителем. Попечительский совет – орган надзора образуется обязательно. Это не высший орган. Обязан ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества. В силу требований ГК РФ – фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность – путем образования хозяйственных обществ – не может быть учредителем товариществ. Благотворительные фонды должны быть единственными учредителями хозяйственных обществ.

Государственная корпорация:

Создается корпорация – РФ, на основании ФЗ (любая НКО – на основании желаний учредителей), не имеет в чистом виде своего учредительного документа. Можно сделать вывод что это не НКО.

Государственная компания

Основная предпосылка – попытка разделения публичных функций, которые выполняют ОГВ и сфера услуг, которая могут быть оказана. На основе доверительного управления. Ст. 2 определение. Создается РФ на основание специального закона, в нем определяется наименование, цели ее деятельности, порядок управления и финансирования. Она является организацией не основанной на членстве. Отличительная черта: осуществляет управление имуществом в форме доверительного управления. Ст. 7.2. закона, п.3. ст.7.2 – имущество, переданное данной компании в качестве имущественных взносов,  а также приобретенное в результате собственной деятельность – собственность государственной компании. Т.о. многие ученые негативно оценивают возможность объединения в одном субъекте 2-х форм. РФ определяет создание государственной компании – имущество РФ использовалось эффективно. Государственная компания не сильно отличается от государственной корпорации, она отличается: цели деятельности, управление имуществом. Важно, что государственная компания создается для оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества – ст.7.2.

Некоммерческие партнерства

НП среди других видов некоммерческой деятельности – наиболее регламентировано в правовом положении. В основном НП объединяются люди «свободных профессий», поэтому законодатель определил, что объединение вольнолюбивых людей более точно регламентировано законодательством. НП основано на членстве, она может быть организована ФЛ ли ЮЛ. Целевой спектр очень широк. НП имеет задачу в содействии какой-то деятельности. В Законе «О НКО» определены права: члены вправе участвовать в управлении делами партнерства (все члены равны, не зависимо от имущества которое они передали),они могут свободно выходить из НП (написать заявление можно в любой момент, но решение о выходе принимается оставшимися членами НП, а не высшим органом), исключение из НП, получать при выходе часть имущества или стоимость этого имущества (в пределах стоимости, которую он принес в НП, но в других ситуациях, например, ликвидации, это не возможно даже гипотетически).

Учреждения

Ст. 120 ГК РФ. Создаются для управления чем-либо или как вид НКО. Учреждения: частное, государственные, муниципальные. Деление по принципу – кто является собственником имущества. Государственные и муниципальные делятся: бюджетные, автономные и казенные учреждения – данная форма вступит с 1.01.20011 г. Разница – цели, которые законодатель определил для каждого из типов учреждений. Изменение данное не является реорганизацией. Бюджетное учреждение – ст. 9.2 Закона «О НКО» (пример: Органы культуры и иные органы). Бюджетные задание устанавливает и определяет — представитель собственника (Правительство и иные органы в субъекте РФ или МО) и финансирует выполнение данного задания. За бюджетные учреждения собственник не отвечает.

Автономные учреждения – существует отдельный специальный закон «Об автономных учреждениях» — учится зарабатывать самостоятельно за счет выполнение услуг и выполнение работ. Т.е. если дается задание – финансирование осуществляется только в пределах этого задания. Высший орган управления формируется своеобразно: состоит из 3-х направлений – обязательно входит представитель учредители, представители руководства, представители коллектива. Автономное учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью в области работ и услуг. Работа и услуга – ГК РФ.

Казенные учреждения – Закон «О НКО» и БК РФ – государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее государственные или муниципальные услуги, выполнение работ и т.д., финансирование осуществляется за счет бюджета и на основании бюджетной сметы. Пример: все военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы и т.д.

Автономная НКО

Не основанная на членстве, учреждаемая ФЛ ли ЮЛ, на основе добровольных взносов в целях предоставления услуг. Сначала имущество, А потом услуги. Оказывая услуги, она действует в определенной сфере, получая доход, в  т.ч. в предпринимательской сфере. Исполнительные орган – коллегиальный или единоличный вариант. Над ними создается высший орган управления – члены денег не получают за участие в работе.

Объединение ЮЛ, ассоциации/ союзы

В отличие от западного законодательства формы объединения ЮЛ в РФ допускаются, в западе этого не допускается. Ассоциации и союзы – пришли из ГК РФ. Особенности:

  1. Ассоциация представляет собой объединение только ЮЛ основанная на членстве.
  2. ЮЛ могут быть как коммерческими так и некоммерческими.
  3. По статусу ассоциация может быть только НКО.
  4. ЮЛ могут входить в любое количество ассоциаций.

Члены ассоциации при ее выходе субсидиарную ответственность. Ассоциации не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность своих членов.

Политическая партия

Данный ид появился относительно недавно, с вступлением в 2001 г. Закона «О политических партиях». Унификация тех политических сил и объединений, которые действовали в РФ в 90-е года. Политические партии – только общероссийского масштаба.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

  • Политическая партия формирует и выражает политическую волю определенной группы граждан. В политическую партию объединяются люди – единомышленники. Объединение людей придерживающие единые, общие взгляды.
  • Возможность граждан РФ участвовать в политических акциях, собраниях и т.д. Политическая акция связана с тем, что граждане хотят донести до власти или иных заинтересованных лиц свои взгляды, выражения.
  • Возможность политической партии участвовать в формировании  государственной власти, МСУ и представлять интересы объединившихся граждан в политическую партию на различных уровнях власти.

Признаки политической партии:

?  Политическая партия может создавать 2-мя способами:

— политическая партия создается на основе объединения учредителей либо лиц, которые желают создать политическую партию.

— политическая партия является результатом преобразования общероссийского общественного объединения.

?  Наличие региональных отделений в более чем ? субъектов РФ.

?  Наличие определенного количества членов этой политической партией – действующее законодательство после вмешательства Президента РФ более лояльно стало подходить к понятию численности организации. Численность не менее 500 в ? субъектах. С 1.01.2010 по 1.01.2012 не менее 45 тыс., в ? не более 450 человек в отделении. С 1.01.2012 г. не менее 40 тыс., а в ? должно быть 400 человек в отделении. Т.е. постепенное снижение требований.

?  Все руководящие органы политической партии должны находиться на территории РФ.

?  Политическая партия это всегда ЮЛ.

?  Членами организации могут быть лица, достигшие 18 лет. Политическая партия не может состоять из людей одной профессии. Политическая партии не могут выполнять цели, которые в силу законодательства закреплены за религиозными объединениями. Членство в политической партии не может указываться его вероисповедание.

?  Наличие политических партий только на федеральном уровне противоречит принципу федерализма. Отсутствие региональных политических партий – население все меньше поддерживает федеральные политические партии.

?  Законодатель в отличие установил дополнительные основания для приостановления деятельности и ликвидации политической партии. Возможность ликвидации политической партии, если ее представители в течение 5 лет не участвуют в избирательной компании. Это подсудность только ВС РФ.

Национально-культурная автономия

Правовое положение регулируется ФЗ «О НКА» и международно-правовыми актами

НКА – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

?  Многонациональное государство – РФ.

?  НКА это добровольное общественное объединение.

?  Основанная на членстве – НКА это вид общественной организации. Членами НКА могут быть ФЛ относящиеся себя к определенной этической общности, общественные объединения этические.

?  НКА совместно с ОГВ осуществляет свою деятельность.

?  Для сохранения самобытности культуры, традиций и т.д.

3 вида НКА: в зависимости от территории и порядка формирования:

  • Местные – автономия, состоящая из учреждаемая ФЛ и действующая в пределах городских, сельских районах поселения. Объединяется в пределах субъектов РФ.
  • Региональные – объединение местных, действую на территории субъекта.
  • Федеральные – объединение региональных НКА. Действующее на территории всей РФ.

Права НКА можно поделить на 3 группы:

  • Права, осуществляемые при непосредственном участии ОГВ:

?  получать поддержку от ОГВ;

?  право вносить предложения в ОГВ;

?  право на создание классов или учебных групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с обучением на русском языке и углубленном изучении родного языка.

  • Права, связанные с информационным обеспечением

?  НКА вправе создавать свои СМИ;

?  вправе издавать и получать;

?  распространять информацию на национальном языке.

  • Права связанные с развитием национальной культуры и самобытности:

?  право на возрождение народных промыслов, ремесел,

?  право создавать дошкольные и образовательные учреждения с обучением на национальном языке,

?   разрабатывать учебные программы, учебники,

?  иметь доступ к ценностям национальной культуры.

Не содержит обязанностей в ФЗ «О НКА», но это не означает что их нет.

Торгово-промышленная палата

Закон РФ «О ТПП». ТПП — оно объединяет предпринимателей либо предприятия которые занимаются предпринимательской деятельностью.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.

  • Статья 2. Законодательство о торгово-промышленных палатах

1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов РФ и республик в составе РФ.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных палат при осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных палатах.

3. Наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

Т.е. никаких подзаконных и локальных актов нет.

  • ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью в случаях, когда эта деятельность необходима для выполнения уставных задач. В субъекте возможна только 1 ТПП. Создание ТПП при государственной регистрации – необходимо согласие ТПП РФ.
  • Наименование данного вида НКО – обязательно должно быть слово ТПП. Не менее 15 учредителей.
  • Закон «О ТПП» есть требования к уставу – Статья 8. Устав торгово-промышленной палаты

1. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:

а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;

б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;

в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;

г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;

д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;

е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;

ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;

з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.

2. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.

3. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

  • Имеет право осуществлять независимую экспертизу НПА и т.д.

Приказ №96 от 31.03.2009 г. МинЮст

2 закона на семинар

Тема 5. Государственная регистрация НКО

  1. 1.      Модели государственной регистрации

Институт гос регистрации НКО – данный институт взаимовыгоден. Для НКО – государство их признает в форме ЮЛ, государство определяет их как равные субъекты. Гос регистрация выгодна для учета, позволяет поддерживать режим законности.

Государство при помощи гос регистрации определяет для себя видовой состав НКО.

Режим – способы, которыми могут использовать организации для своей легализации для вступления в гражданский оборот и иные сферы, где необходим статус ЮЛ.

Модели государственной регистрации:

  • Разрешительная модель – объединение испрашивают у государства, в лице его уполномоченных органов, на получение статуса ЮЛ. Ранее государство учитывало 2 позиции при разрешении государственной регистрации организации.  1 позиция – должна быть польза от создания данной организации. 2 позиция – соответствие представленных документов действующему тогда законодательству. Минусы в этом – коррупциогенность.
  • Уведомительная модель (заявительная) – США является первоначальником этой модели. Организация должна просто уведомить органы. Суд должен принимать решение о гос регистрации ЮЛ. Сур при этом не устанавливал нужна данная организация или нет, суд просто фиксировал образование новой организации. Преимущества – отсутствие всяческих барьеров для коллективного осуществления деятельности. Минусы — данная модель не прижилась, так как не все объединяющиеся является знатоками американской правовой системы, дефекты не соблюдения законодательства стали проявляться (т.е. злоупотребление появилось, а от этого нарушения) – необходимость государственного вмешательства; нужна единая унификация.
  • Явочная модель – распространено в Великобритании. Явочный порядок это сведение в одну точку некоторых элементов разрешительной и уведомительной модели. Субъекты, которые желают оформить гос регистрацию: оформляют документы и подают эти документы в соответствующий уполномоченный орган. Данная модель предполагает, что государство может отказать в регистрации, а также наказать лиц, которые объединились или представили документы не соответствующие законодательству. В Великобритании учредители сдают документы, если не оплачивают за скорость – документы подают им через 5 дней. Если хотят чтобы рассмотрели тут же, то оплачивают и их регистрируют. Орган, осуществляемый регистрация ЮЛ это самоокупаемый орган находящий при государстве на основание самофинансировании: пошлина за государственную регистрацию, за предоставление информации, государство дает определенное софинансирование в части гос программы. Данная компания в выборочном порядке может проверять эти ЮЛ на предмет соответствия их документов при гос регистрации действующему законодательству и ЮЛ ежегодно предоставляют отчет – проверяют соответствие. Если есть не соответствие – лица, которые являются в качестве учредителей больше никогда не смогут быть учредителями. Ответственность помимо учредителей несет руководитель организации – штраф или привлечение  к уголовной ответственности.
  • Распорядительная модель – организации создается не по инициативе ФЛ, а по инициативе государства или уполномоченных органов, ОМСУ. Это государственная компания, государственная корпорация. Государственные  муниципальные учреждения. Принимается НПА.
  1. 2.      Институт государственной регистрации и его стадии.

ФЗ «О гос регистрации ЮЛ и ИП». Возможность применения 2 процедур: общего и специального порядка. Сейчас некоторые НКО в общем порядке, а некоторые в специальном порядке

Отличие в органах которые принимают : ранее – ОМСУ, сейчас общий порядок – ФНС, специальный порядок – органы министерства юстиции, которые принимают решение о гос регистрации.

Разница во времени регистрации, сейчас: общий порядок – в течение 5 рабочий дня, специальный порядок – от 2 недель до 1 месяца.

Стадии:

  • До регистрационная – формируется воля учредителей организации: составляется протокол о создании, проводится собрания, подготавливаются учредительные документы.
  • Регистрационная – принятие уполномоченными государственными органами решение о регистрации волеизъявления индивидов или группы лиц, т.е. внесение записи в Единый Государственный реестр ЮЛ
  • После регистрационная – после получения свидетельства в банке открывается счет, заказывается печать. Становиться на учет в различных фондах, заключает договоры аренды и т.д.

Институт гос регистрации:

  • Это субинститут права НКО. Нормы, регламентирующие данные отношения являются частью права НКО.
  • Институт гос регистрации НКО является комплексным.
  1. 3.      Режимы взаимодействия уполномоченных государственных органов и НКО при государственной регистрации

НКО – органы юстиции должны принять решение в течение 14 дней с момента штампа в заявлении. Органы юстиции не позднее следующего дня после принятие решения передает 2 экземпляра учредительных документов и 1 экземпляр другие документы в ФНС по субъекту РФ. Уполномоченный орган (ФНС по субъекту РФ) после принятие документов в течение 5 рабочих дней внести запись в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня направить эти документы в органы министерства Юстиции. После этого не позднее 3 дней НКО выдается свидетельство о государственной регистрации и 1 экземпляр устава. Всего 24 дня занимает эта процедура. Если представитель не является в течение 3 дней, то направляется почтовым отправлением – место нахождения постоянно действующего органа НКО.

Общественное объединение – ранее считалось, что должно быть зарегистрировано в течение 1 месяца, но 1 месяц дается для принятия решения (по закону). После принятие решения на следующий рабочий дней отправляем в ФНС, 5 рабочих дней на внесение в записи в ЕГРЮЛ. Возвращается в органы МинЮста не позднее 3-х дней должны выдать свидетельство о государственной регистрации и 1 экземпляр устава. Всего 40 дней, но, как правило, эта процедура длится 21 день.

Если обжалование, то подсудность судам общей юрисдикции. В качестве соответчиков ФНС и органы юстиции могут быть. В ходе судебного разбирательства выяняется чья вина в том, что НКО или общественное объединение надлежащим образом не было зарегистрировано в качестве ЮЛ.

Организации, гос корпорации, гос компании – регистрация на основании ФЗ. Более упрощенная процедура регистрации.

В каждом субъекте РФ составляется соглашение между органами юстиции и ФНС субъекта для данной сферы.  2 раза в неделю.

  1. 4.      Документы необходимые для государственной регистрации НКО и требования предъявляемые к ним

Документы, государственной регистрации НКО – ст. 13.1 Закона «О НКО».

  • Заявление, подписанное уполномоченным органом. Заявление не только заявление, но и сведения об учредителях и т.д. Заявление все то, что указано в ПП.
  • Учредительные документы: устав, для некоторых допускается учредительный договор.
  • Решение о создании НКО об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов.
  • Сведения об учредителях в 2-х экземплярах – из приказа №112.
  • Документ об уплате государственной пошлины.
  • Сведение об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО. Сведения предоставляются в произвольной форме. Должны находится на этом адресе на законных основаниях: либо гарантийное письмо от собственника, предоставляется заверенная копия документа на право собственника (т.е. подтверждается право собственника). В жилых помещения НКО быть не должно  по ЖК РФ.
  • При использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного ЮЛ как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
  • Выписка из реестра иностранных ЮЛ соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Общественные объединения – ст. 21 ФЗ « ОБ ОО»:

  • Заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • Устав общественного объединения в трех экземплярах;
  • Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

  • Документ об уплате государственной пошлины;
  • Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
  • Протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  • При использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Молодежные (с 14 лет) и малолетние (с 8 лет) общественные объединения, если в выборный орган избраны дееспособные лица (т.е. достигшие 18 лет) только тогда будет зарегистрированы. В общественных объединениях – только устав. Учредительные документы – в 3-х экземплярах, а остальные в 2-х.

Политическая партия – ст. 16 ФЗ « О политической партии»:

  •  заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
  • устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;
  • программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;
  • заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
  • Документ об уплате государственной пошлины;
  • Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
  • Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
  • Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

Иностранная неправительственная организация — может действовать в статусе филиала и представительства. Не подают в классическом  виде документы, они полают уведомления в МинЮстиции РФ. Прилагаются учредительные документы, решение о создании филиала, положения о филиале, решения о назначении руководителя филиала, документ с изложением целей и задач создания филиала. Эти документы предоставляются в МинЮст, они составляются на гос языке данной организации и на русском языке и надлежаще заверяются.

МинЮст вносит сведения о данной организации в Единый Реестр, который ведет МинЮст. После внесения филиал считается зарегистрированным. Они обращаются в налоговую службу, завершают договорные отношения в части их местонахождения. С момента внесения в реестр и в течение последующих 20 дней должны уведомить об их месте нахождения.

  1. 5.      Основания для отказа в государственной регистрации НКО

Институт отказа это институт ограничения прав и свобод. Ст. 55 К РФ прописаны: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказ в государственной регистрации возможен по основаниям (ст. 23.1 ФЗ « О НКО»):

  • Если учредительные документы некоммерческой организации противоречат К РФ и законодательству РФ (данное понятие разными учеными понимается по разному);
  • Если ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием. Это и организационно-правовая форма и название. Если совпадение наименование, то пролетает, как и государственная пошлина;
  • Если наименование НКО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  • Если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим ФЗ, представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган;
  • Если выступившее в качестве учредителя НКО лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего ФЗ;
  • Если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то ФЗ и (или) учредительными документами НКО;
  • Если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Отказа 2:

  1. Те, что выше указаны, основания ля отказа должны быть исчерпывающими.
  2. Положение учредительных документов не являются основанием для отказа, но они могут повлиять на деятельность организации или на учредителей, привести к конфликту.

Иностранные не правительственные организации: основания отказа

  • Если цели отделения противоречат К РФ и законодательству РФ. Соотношение цели К РФ и законодательства РФ – проблема.
  • Если цели создания создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, территориальному единству, самобытности и т.д.
  • Если ранее зарегистрированное на территории РФ были ликвидировано в связи с грубым нарушением российского законодательства и К РФ.

Для них основания отказа связаны с защитой национальных интересов.

Общественные объединения: ст. 23 ФЗ «Об ОО»:

1) если устав общественного объединения противоречит К РФ и законодательству РФ;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим ФЗ, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с ч. 3 ст. 19 настоящего ФЗ;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Основания отказа политической партии: ст. 20 Закон «О политической партии»:

а) положения устава политической партии противоречат К РФ, ФКЗ, настоящему ФЗ и иным ФЗ;

б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего ФЗ;

в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;

г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего ФЗ;

д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Тема 6. Контроль за деятельностью НКО.

  1. 1.      Понятие и сущностью контроля.

К РФ провозглашает максимальную свободу, но тогда возникают противоречия, столкновение взглядов. В результате будет причинение вреда обществу, государству, личности. Государственное управление – тотальное вмешательство государства в жизнь общества, государства, личности.

Управление состоит из взаимопоследовательных стадий:

  • Планирование – изучается состояние какого-то объекта, ресурсов. Конечная цель – изучается общество и его правовое состояние, правовое состояние индивидов.
  • Организация – на основании тех компонентов и ресурсов спланировать эти ресурсы для достижения цели.
  • Контроль.

Все это происходит не прерывно. После конечной стадии начинается все заново.

Контроль в данном случае, как вид государственной деятельности, помогает обеим сторонам (НКО и ОГВ). НКО могут со стороны ОГВ  посмотреть на себя, а правильно они ли действуют, нарушают ли они законодательство.

Функции контроля: Контроль носит и информационную функцию. С помощью контроля государство оценивает насколько эффективны ПА, которые государство издало и требует исполнения от НКО. Контроль позволяет найти цивилизованные способы взаимодействия ОГВ и НКО. Так как государство заинтересовано в развитии НКО, так и НКО заинтересовано в государстве.

Нас интересует контроль – процедуры взаимодействия государства и НКО, направленных на поддержания режима законности.

Органы Юстиции – соблюдение законодательства и соответствие устава, но они же принимают административный регламент.

Гос контроль это не тотальная, а нормальная сфера взаимодействия государства с НКО. Контроль взаимовыгоден. Гос контроль государством не регламентирован, на уровне подзаконного нормотворчества только регламентирован.

  1. 2.      Принципы контроля.

Контроль на уровне ФЗ закреплен минимально. Но контроль все равно должен строиться на каких-то началах, но законодатель их пока не закрепил – это и есть принципы (это форма мягкого права). Принципы (большинство их указал КС РФ):

  • Универсальные принципы – характерны для любого вида контроля:

?  Законность – вся контрольная деятельность государства, в виде его органов строиться исключительно на законе. Конкретизирует положение закона, но не противоречит. Контрольные органы связаны законом, не вправе выходить за рамки закона. Принцип законности пока еще законодательно не раскрыт, т.е. полномочия ОГВ в РФ закреплено на уровне ПП и Актов МинЮста РФ.

?   Принцип соразмерности – воплощается в:

— У государства должен быть взвешенный подход к построению организационной системе управления и контроля. Государство, осуществляя управление, должно соразмерно определять организационную структуру органов власти.

— Необходимость достаточного государственного присутствия в общественных отношениях. Государство должно определить в какой сфере оно должно осуществляться.

— Соразмерность полномочий передаваемых ОГВ и их выполняемым контролирующим функциям. Т.е. гос контроль должен быть эффективным.

  • Специальные принципы – выработаны непосредственно за контролем НКО со стороны уполномоченных органов:

?  Единство контрольной функции – ОГВ осуществляя контроль в отношении НКО должны соблюдать единство: положений НПА и иных документов, которые определяют позиции государства в определенных отношениях и при осуществлении контроля не надо забывать о высшей ценности прав и свобод человека.

?  Полнота и разделения контрольных полномочий между органами публичной власти по горизонтали и по вертикали. Гос контроль по вертикали: МинЮст (иностранные объединения, общероссийские ОО, но не занимается региональными, это делают Управления субъектов) — Управления субъекта РФ. По горизонтали: МВД – МинЮст – ФНС (ошибки за налоговым законодательством)– Прокуратура и т.д.

?  Сбалансированного обеспечения основных и компетенционных прав – при осуществлении контроля с одной стороны должны быть учитаны публичные интересы (интересы государства) и должен быть личностный аспект.

?  Системность – контроль должен быть постоянным и стабильным.

?  Недопустимости вмешательства в деятельность контролируемого субъекта, если нарушение, то предоставляются заверенные копии, если оригиналы, то возвращаются. Сама процедура контроля должна быть адекватной.

?  Презумпция добросовестности контролируемых субъектов – совокупность: ст. 21 и 49 К РФ. Любая НКО действует на территории РФ, действует добросовестно.

?  Рациональность – осуществление контроля должно соответствовать не только закону, но и здравому смыслу.

?  Транспорентности  (открытость, публичность) – вся контролируемая деятельность, если прямо не указана в законе, то открыта. По итогам проверки составляются акты – в 3-х экземплярах.

  1. 3.      Порядок его осуществления.

Приказ Мин Юста от 31.03.2009 г. №90

Порядок осуществления контроля отражен как НПА, так и в подзаконных актах. Некоторые положения отражены в широком смысле, некоторые в Приказе МинЮста №90.

Контроль начинается со сбора информации. Органы Юстиции получают информацию из источников:

  • Учредительные документы – первоначальная численность, заявленные цели, порядок управления организации.
  • Различные программные документы НКО – для политических партий – установленная законом программа, для других – программные выступления, программные сообщения и т.д.
  • Решение и протоколы заседаний руководящих органов и распорядительные документы руководства НКО.
  • Годовые и квартальные отчеты НКО – органы Юстиции в порядке обмена информации могут запрашивать отчеты о деятельности НКО в те или иные органы.
  • Отчеты об использовании имущества – для Фондов и общественных объединений обязаны их составлять, а потом публиковать.
  • Информация ежегодно представляемая в органы Юстиции в порядке предусмотренным ФЗ «О НКО» и ФЗ «Об общественных объединениях».
  • Интернет, фото и видео материалы и т.д.

На основании этого происходит проверка.

Проверки бывают:

  • Плановые – внесены в план органов Юстиции. Как правило, на период 6 месяцев. Проводится за период деятельности не превышающий 3 года. Может быть более или менее если имеется информации, что при создании НКО были допущены не устранимые нарушения.
  • Не плановые – проверки, не включенные в план органов Юстиции. Могут назначаться по основаниям:

?  Если необходимо проверить устранения выявленных ранее правонарушений со стороны НКО. Т.е. ранее была проведена плановая проверка, было предупреждение организации, цель – проверить как выполнено данное предупреждение.

?  Если обжалование действий или бездействий НКО связанные с нарушением законодательства РФ. Т.е. если ФЛ и другие субъекты обжалуют действия НКО.

Первый документ — Принятие решения о проведении проверки. Данное решение оформляется в форме приказа. Приказ о проведении проверки должен содержать:

?  Ф.И.О. и должность лица уполномоченного на проведение проверки, если несколько лиц, то тогда пишется Комиссия в составе, председателем является.

?  Полное наименование проверяемой НКО.

?  Предмет проверки – что проверяет.

?  Правовые основания проверки – в соответствии с законом, указом президента вопросы МинЮста, положение о главном управлении, планом утвержденном приказом.

?  Срок проведения проверки – дата начала и дата окончания. Общий срок не должен превышать – 1 месяц.

?  Вид проверки – выездная (по месту нахождения НКО) или документальная (НКО в МинЮст привозит документы). Если выездная проверка, то тогда указывается место проведения проверки. Приказ подписывается руководителем, либо заместителем руководителя органа проверки. Приказ должен быть издан не позднее 15 дневного срока до момента проведения проверки. В случае не плановой поверки – не позднее 6 дней.

После издания приказа составляется документ – уведомление о проведении проверки. Данный документ будет направлен НКО. В нем указывается:

?  Реквизиты приказа о проведении проверки (чей приказ № от какого числа и название)

?  Вид проверки (выездная или документальная).

?  Предмет проверки.

?  Период деятельности НКО, подлежащей проверке.

?  Место проведения проверки.

?  Дата начала и дата окончания проверки.

?  Перечень документов необходимых для проведения проверки (какие документы надо подготовить НКО для проведения проверки).

В уведомлении могут быть указаны:

?  Подготовить иные документы и информацию и направить ее в орган Юстиции.

?  О выделении отдельного служебного помещения для проверяющего.

Уведомление должно быть направлено заказным письмом не позднее 10 дней до начала проведения проверки. По неплановой – 5 дней плюс это все дублируется факсом или телефонограммой.

Выездная проверка – представление ДЛ, предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки.

Права лица, проводящего проверку (Приказ МинЮста №90):

  • ДЛ имеет право запрашивать и получать от руководителя и работников НКО документы, письменные и устные пояснения. Они ограничиваются предметом проверки. НКО обязаны предоставить эти документы.
  • Проводить в ходе проверки рабочие встречи и совещания, а также предварительно обсуждать результаты проверки.
  • Пользоваться собственными техническими средствами, а также вносить и выносить организационно-технические средства в помещение НКО, либо из него. Но это должно быть именно организационно-технические средства, которые принадлежат МинЮсту.

Обязанности:

  • Предъявить документы подтверждающие законность проведения проверки (служебное удостоверение и приказ руководителя).
  • Не вмешиваться без достаточных оснований в повседневную деятельность НКО.
  • Знакомить уполномоченных лиц НКО с предварительными итогами проведения проверки.
  • Соблюдать в ходе проведения проверки режим законности, а также уважение прав и свобод как индивидов имеющих отношение к НКО, так и НКО в целом.

Права НКО:

  • Знакомиться с основаниями и служебными документами лиц, осуществляющих проверку
  • Знакомиться с кодом и предварительными результатами осуществления проверки.
  • Пользоваться правом защиты в случае нарушения ДЛ при проведении проверки своих должностных обязанностей.

Обязанности НКО:

  • Представлять по запросу уполномоченных лиц документы в пределах предметов проверки.
  • Давать пояснения, объяснения по существу вопросов возникающих в ходе проведения проверки.
  • Не оказывать противодействия или иных форм не подчинения законным требованиям ДЛ органов Юстиции.
  • Устранять выявленные в ходе проверки нарушения законодательства РФ и учредительных документов.

По результатам проверки составляется акт. Акт состоит из 2-х частей: вводной и основной части. Составляется в 2-х экземплярах. Акт должен быть доставлен в течение 5 дней после окончания проверки.

Вводная часть состоит:

  • дата, время и место составления акта;
  • Ф.И.О. проверяющего;
  • основания проверки в т.ч. дата, номер и заголовок (наименование) приказа о проведении проверки;
  • наименование НКО;
  • предмет проверки;
  • срок, вид (плановая или неплановая) и место проведения проверки.

Основная часть состоит:

  • указывается проверенный период времени (не более 3-х лет);
  • цели деятельности НКО и виды деятельности, осуществляемые НКО;
  • Перечисляются документы, исследованные в ходе проверки;
  • Все выявленные при проведении проверки нарушения с приложением документов и описанием фактов подтверждающие эти нарушения; «В ходе проверки было выявлено…»
  • Все факты противодействия указываются, если они были;
  • Указываются все недостатки деятельности организации, которые не являются правонарушениями, но могут повлечь их;
  • Факты устранения нарушений НКО на дату окончания проверки;
  • Иная информация, заслуживающая внимания по предмету проверки;
  • Вывод по итогам проверки;
  • Сведения об ознакомлении, либо отказа в ознакомлении с актом проверки.

Акт обязательно подписывают все ДЛ, участвующие в проверке. Если комиссионно проводится проверка и какое-то лицо не согласно, то отдельно письменно выражает особое мнение и подписывает его. Все оригиналы документы возвращаются НКО. К акту прилагаются только заверенные копии.

д/з акт о проведении проверки.

  1. 4.      Меры ответственности.

Формы ответственности:

  • Вынесение предупреждения – в соответствии с п. 5 ст. 32 ФЗ «О НКО» основанием для вынесения предупреждения НКО является нарушение законодательства РФ, либо совершение НКО действие противоречащих целям предусмотренных в учредительных документах (т.е. должны быть активные действия). Конкретно указываются пункт и статья, которые нарушаются. Ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» — основанием для вынесения предупреждения является нарушение К РФ и законодательства РФ, а также совершение действий не соответствующих уставу Общественного объединения.
  • Предупреждение – право на внесение предупреждение закреплено ст. 32 ФЗ «О НКО». Срок установления не должен быть менее 1 месяца. Указывается что нарушено (описание), ссылка на соответствующую статью закона и устанавливается срок для устранения нарушения и уведомления органов Юстиции (не менее 1 месяца).

Общественные объединения – форма реакции органов Юстиции предусмотрена и ст. 38 и 42 ФЗ «Об ОО». Отличия – разделение понятия К РФ и законодательства, в законе об ОО указано в чей адрес вносится предупреждение – адрес руководящих органов (определяется данный орган по Уставу). Ст. 42 – законодатель установил новую форму воздействия на ОО — В случае нарушения общественным объединением К РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В представлении не указан минимальный месячный срок – орган сам устанавливает. Если не значительное нарушение – то выносится предупреждение.

Предупреждение политической партии – ФЗ «О ПП». Виды: Региональное отделение ПП, ПП как федеральная структура. Ст. 38, 39 ФЗ «О ПП». В ст. 38 предупреждение выносится в связи с несоблюдением ПП положений своего Устава, в ст. 39 – предупреждение выносится в связи с нарушением К РФ, федерального законодательства. Срок в течение, которого правонарушитель должен устранить нарушение – не менее 1 месяца, а для ПП – не менее 2 месяцев. Копия или уведомление в центральный орган ПП, если направляется в региональную. Задача – профилактика правонарушений, приведение деятельности в соответствии  с законом.

  • Внесение в адрес ОО решение о приостановлении деятельности ОО. Основанием для вынесения решения о приостановлении ОО – ст. 42 ФЗ «Об ОО» — если представление не устраняется, орган может вынести решение о приостановлении деятельности  на срок до 6 месяцев.

Если первое вынесено предупреждение, то второе нужно вынести представление.

Последствия приостановления – ст. 43 – приостанавливаются его права как учредителя СМИ, запрещается проводить собрания иные публичные массовые акции, принимать участия в выборах, осуществлять банковские операции, кроме того когда у ОО заключены договора и надо исполнить обязательства и т.д. Если по истечению установлено срока, ОО устраняет эти нарушения, то направляет документы в орган Юстиции подтверждающее это, орган Юстиции отменяет свое решение о приостановлении и принимается решение о возобновлении деятельности ОО. Если в течение 6 месяцев ОО не принимает никаких мер, тогда следующий этап будет ликвидация.

ПП – ст. 39 ФЗ «О ПП» —  решение о приостановлении деятельности можно только после вынесения  2-х предупреждения. В отношении ПП решение принимает суд. Региональное отделение – суд субъекта, а ПП – ВС РФ. Те же последствия что и для ОО.

Обосновано ли разделение 2-х порядков – данный вопрос дискуссионный. ПП и ОО предусмотрен данный вариант ответственности.

  • Ликвидация – характерна для всех видов НКО. Это не добровольная, а принудительная ликвидация. Инициатор – уполномоченный орган власти.

НКО – ст. 18, 32 ФЗ «О НКО». НКО может быть ликвидирована по основаниям предусмотренным ГК РФ, ФЗ «О НКО» и Законом об отдельных видах НКО. Это влияет — какой суд будет рассматривать. Могут быть ликвидированы сразу по истечении срока.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором субъекта РФ, территориальный орган Юстиции.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

2 способа формирования ликвидационной комиссии: суд назначает управляющего; организация длительное время не действует налоговая служба это видит, суды выносят решения о ликвидации НКО и исключить организация из действующего реестра ЮЛ (то есть процедуры ликвидации не будет).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Ликвидация ОО: ст. 44 ФЗ «Об ОО» — основания:

?  нарушение ОО прав и свобод человека и гражданина;

?  неоднократные или грубые нарушения общественным объединением К РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление ОО деятельности, противоречащей его уставным целям;

?  неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности ОО.

 

 

Задайте вопрос юристу:
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Сергей Панов
юрист-консультант
начать чат