Обнаружение в товаре недостатков

Дефицит товаров, к великому счастью, уже ушел в далекое прошлое. Куда бы сегодня мы ни пришли: будь то магазин техники и электроники, продуктовый или магазин одежды – ассортимент товара настолько разнообразен, что, как говорится, каждый сможет найти вещь  «на свой вкус и цвет». Однако представленные на витринах товары – это всегда результат грамотной работы мерчандайзеров, который, в первую очередь, отражает интересы продавца. На современном рынке такого обилия продукции именно «продать» становится главнейшей целью, в погоне за которой зачастую продавец не обращает внимания или сознательно утаивает от покупателя то, что продает. Другими словами, несмотря на обещанное «служить долго», покупатель, уже начав эксплуатировать или потреблять вещь, обнаруживает в ней недостаток, дефект, изъян.

Нашей целью не является обучение тому, как правильно выбрать и приобрести вещь, по качеству соответствующую заключаемому договору. Наша работа начинается тогда, когда вы уже приобрели вещь, и она оказалась некачественной.

Начнем с того, что передача потребителю товара, качество которого соответствует договору или обычно предъявляемым требованиям, а также целям, о которых потребитель поставил в известность продавца, или образцу или описанию при продаже товара по образцу или по описанию – это прямая, закрепленная в законе обязанность продавца. При невыполнении указанной обязанности у потребителя возникает право выбора одного из альтернативных действий, предложенных Законом о защите прав потребителей:

  • требовать заменить некачественный товар на товар либо этой же марки (модели, артикула) либо другой марки (модели, артикула);
  • требовать незамедлительно и безвозмездно устранить недостатки товара или же возместить расходы на устранение потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченную за товар сумму.

 

Вместе с этим за потребителем остается право потребовать возместить убытки, причиненные вследствие продажи некачественного товара, в полном объеме.

Первым шагом после обнаружения недостатка в товаре будет определение желаемого действия из предложенных и обращение с требованием к продавцу. Единственным возможным препятствием для обращения является несоблюдение установленного законом срока, который сводится к гарантийному или сроку годности товара. В случае если указанные сроки не установлены для купленного товара, закон разрешает потребителю обратиться с требованием к продавцу в так называемый разумный срок, который, однако, не может превысить два года с момента, когда товар был передан покупателю. К слову сказать, гарантийный срок тоже начинает течь с этого же момента, но с некоторыми изъятиями (например, для сезонных товаров – с момента наступления сезона).

Заблуждением является мнение потребителей о невозможности воспользоваться своим правом при отсутствии документа, подтверждающего оплату товара, например, при потере кассового чека. В таком случае можно и нужно воспользоваться положением закона, которое допускает в доказательство заключения договора сослаться на свидетельские показания.

Следующим шагом, который осуществляется уже вне зависимости от воли потребителя, является проверка качества товара, в т.ч. проведение экспертизы. Осуществляется она по инициативе продавца, на которого и ложатся денежные затраты на проведение. Однако если недостатки товара возникли по вине потребителя и это установлено  экспертизой, последний должен будет возместить все расходы. Единый срок проведения проверки качества законом не установлен. Для выполнения каждого из требований отводится свой срок, в котором продавец в том числе должен обеспечить проведение проверки качества. Именно эта процедура устанавливает наличие или же отсутствие оснований для ответственности продавца, которые разнятся в зависимости от установления гарантийного срока на товар:

  • не установлен – продавец отвечает за наличие недостатков, которые возникли до того, как товар был передан потребителю или по причинам, которые возникли до этого момента;
  • установлен – за наличие любых недостатков, за исключением тех, которые возникли по причине нарушения правил использования, транспортировки или хранения товара потребителем, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Каждое из указанных требований имеет свои правовые особенности и последствия.

При предъявлении требования об устранении недостатков товара продавец обязан исполнить свою обязанность либо в срок, установленный по письменному соглашению с покупателем (но не более 45 дней с возможностью продления также по соглашению сторон), либо, в противном случае, в минимальный срок с учетом условий и особенностей конкретного случая. Важным моментом при предъявлении такого требования в отношении товаров длительного пользования (ТДП) является обязанность продавца предоставить на время ремонта товар, обладающий такими же потребительскими свойствами. За невыполнение данной обязанности потребитель вправе потребовать уплаты неустойки. Поясним, что к ТДП относятся любые изделия, которые потребителем используются в течение нескольких месяцев или лет (холодильники, телефоны и др.). Однако законодатель исключает из действия указанного правила некоторые ТДП: автомобили, мотоциклы, прицепы; мебель; электробытовые приборы, которые используются в качестве предметов туалета (фены, электробритвы и др.), в медицинских целях (электрогрелки, электропледы и др.), в целях термической обработки продуктов (электропечи, тостеры, электрочайники, печи СВЧ и др.); а также оружие и части к нему. В случае устранения недостатков гарантийный срок товара продлевается на тот период, в который он не использовался. В таком случае потребителю необходимо получить письменно сведения о дате обращения с требованием и о дате выдачи товара.

При предъявлении требования о замене некачественного товара закон устанавливает иные сроки их удовлетворения: семь дней со дня обращения потребителя, двадцать дней – в случае необходимости проверки качества, месяц – при отсутствии необходимого товара. Если продавец не укладывается в семидневный срок, то потребитель вправе просить предоставления аналогичного ТДП на время выполнения продавцом требования по выше описанной схеме. Если производится замена на товар другой марки (модели, артикула), покупатель вправе потребовать произвести перерасчет покупной цены. В таком случае цена товара определяется на день его замены. При замене товара установленный гарантийный срок будет исчисляться заново.

Остальные требования (соразмерное уменьшение цены товара, возмещение расходов на исправление недостатков, возврат уплаченной денежной суммы, возмещение убытков, причиненных вследствие продажи некачественного товара) продавец удовлетворяет в срок, равный десяти дням с момента обращения с требованием. При возврате некачественного товара потребитель также может требовать возмещения разницы между ценой по договору и ценой на момент удовлетворения такого требования.

Следует отметить, что в случае нарушения продавцом указанных сроков потребитель вправе предъявить иное требование, например, если вы обратились к магазину с требованием заменить некачественную вещь, и в течение отведенных семи дней ответа от магазина не поступило, вы вправе изменить требование и просить возврата уплаченной за товар суммы.

И последнее, чего хотелось бы коснуться, – это последствия несоблюдения указанных сроков продавцом. Закон, предоставляя гарантии соблюдения прав потребителей в случае приобретения ими некачественного товара, предусматривает штрафную ответственность для продавца – неустойку (пеню) за каждый день просрочки исполнения требований потребителя, размер которой равняется одному проценту цены товара.

Если вам нужен юрист или адвокат по вопросу об обнаружении в товаре недостатков, позвоните нам по телефону. Консультация юриста с помощью онлайн — консультанта оказывается бесплатно. Вы можете задать вопрос юристу прямо на нашем сайте. Мы осуществляем платные юридические консультации и предоставляем юридические услуги по представлению интересов в суде в Екатеринбурге и других городах России. Даже если Ваша проблема не является для нас профильной, мы посоветуем квалифицированного, надежного, опытного, компетентного в конкретном вопросе юриста или адвоката.

Судебная практика по недостаткам товара

Примеры судебных решений по защите прав потребителя при обнаружении недостатков в товаре:

Задайте вопрос юристу:
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Сергей Панов
юрист-консультант
начать чат