Успешная судебная практика в судах разных инстанций, в том числе, в Верховном Суде РФ
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Социальная экология как основа правового признания экологических отраслей.
Нежелательные последствия для природы и человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей среды, обеспечения условий жизни человека.
Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности:
• Экологический кризис, охрана окружающей среды, вопросы изменения климата, дефицит пресной воды и иные вопросы.
Термин «экология» возник в конце 19в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886г. и применялось только в рамках биологии. Экология в переводе с греческого «наука о доме», т.е. как жить и хозяйствовать в собственном доме. Для современного человека свой дом – это планета Земля и околоземное пространство.
В широком смысле экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных?? (или общих) наук о природе и взаимодействии природы и общества и оптимизации этого взаимодействия. Экология – учение о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.
Выделяют общую экологию и социальную, в состав которой входит правовая экология. Правовая экология – совокупность норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия природы и общества. Правовая экология делится на 2 части: 1) нормы экологического права; 2) экологизированные нормы других отраслей права.
ЭП – одно из проявлений правовой экологии. Это развивающаяся отрасль отечественного законодательства. Она очень молода, сформировалась как отрасль во 2ой половине 20в. В связи с усилением антропогенных факторов.
Задача эп – сохранение жизни на земле и обеспечение условий жизнедеятельности человека. Задача эп определяет место эп среди других отраслей права как сверхсуперотрасль ( профессор Дубовик) – основным назначением данной отрасли является согласно ст 42 Конституции обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
ЭП не самостоятельная отрасль права, но комплексная, которая включает в себя 6 природоресурсных отраслей ( земельное, водное, фаунистическое, лесное, о недрах, об охране атмосферного воздуха), а также природоохранительные отношения ( охрана окружающей среды в целом и охрана отдельных природных комплексов – уникальных почв, растений, природных территорий – нац парки, заповедники).
ЭП регулирует 2 группы отношений:
1) По охране окружающей среды,
2) Природоресурсные отношения ( по использованию и охране отдельных природных ресурсов, которые выступают в триединстве как объекты природы, хозяйственной деятельности и недвижимости). Особенности: естественное происхождение, неразрывная связь с природой, жизнеобеспечение людей).
ЭП – совокупность норм, которые регулируют отношения по охране окружающей среды, а также по рациональному использованию отдельных природных ресурсов в их триединстве.
Три подхода ученых к понятию и предмету эп:
1)терминология: экологическое, природоохранное, право окружающей среды
2) предметная характеристика: включает только охрану окр среды или регулирует еще использование природных ресурсов
3) проблема дальнейшего расширения предмета за счет включения в него понятий экологической безопасности и экологического правопорядка.
Система ЭП – совокупность институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой роли в сфере регулирования отношений, охраны окружающей среды и природопользования. Рассматривается в 3х смыслах6 как отрасль права, как учебная дисциплина, как наука.
Как учебная дисциплина эп включает общую и особенную части. Общая часть содержит понятие предмета, метода, источники, объекты эп. В содержание особенной части входят вопросы правого режима, использования и охраны отдельных природных комплексов.
Как отрасль права эп характеризуется комплексностью и состоит из природоохранного и природоресурсного права.
Общая часть эп как отрасли включает 4 института: право собственности на природные ресурсы, право природопользования; управление природными фондами государством; правовая охрана как окружающей среды в целом, так и отдельных компонентов ( лесов, вод и т.д.)
Особенная часть условно включает:
1) Правовой режим отдельных природных ресурсов. Образуется отдельными законодательными актами по отдельным природным ресурсам: ЗК, ВК, закон о недрах.
2) Правовая охрана атмосферного воздуха
3) Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях: промышленности, сельском хозяйстве; в городских и сельских населенных пунктах
4) Правовая охрана окружающей среды при образовании отходов производства и потребления
5) Правовая охрана окружающей среды от иных вредных воздействий ( биологического, химического негативных воздействий)
Как наука эп представляет собой систему взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экологическом, социальном, историческом и политическом аспектах. Исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции в развитии законодательства и имеющиеся противоречия в эп.
Задачи ( обращаемся к ЗП):
рациональное использование и охрана природных ресурсов, равноправие всех форм собственности, охрана в целом окружающей среды, защита прав и интересов природопользователей
Метод ЭП – см метод ЗП
Принципы ЭП – основные руководящие идеи ( идеи-принципы, нормы-принципы) Нужны для устранения противоречий, конкуренции норм.
Основные принципы сформулированы в ст 3 з-на « об охране окружающей среду». Также содержатся в отдельных институтах ( н-р, з-н об экологической экспертизе). В различных природоресурсных отраслях сформулированы свои принципы в отдельных законодательных актах (ЗК, ВК и т.д).
В ст 3 сформулированы 23 принципа, однако большинство из них представляют формулировки целей, задач, способов достижения, сформулированы конституционные права и ответственность.
Из них непосредственно к принципам можно отнести:
1 – научно обоснованное сочетание экологических, экономических, социальных методов.
2 – платность природопользования.
3 – независимость контроля в данной области
4 – презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности
5 – участие в деятельности по охране окружающей среды общественности
6 – обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решения об организации хозяйственной деятельности.«Экологическая доктрина» принята в 2002г. В ней хорошо сформулированы принципы. Куда входят: приоритетность для общества жизнеобеспечительной функции, предотвращение негативных хозяйственных последствий, открытость экологической информации.Самостоятельно! Принципы, сформул. в Рио-де-Жанейро 1992. Источники эп
В литературе предлагается различать экологическое законодательство в узком и широком смыслах.
В узком – совокупность законов и иных НПА содержащие правовые нормы регулирующие только охрану окружающей среды.
В широком – использование и охрана отдельных природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения на соответствующей территории и экологического правопорядка.
Классификация источников.
Классификация исходя из федерального устройства РФ
Законодательство субъектов РФ:
Конституции субъектов РФ
Уставы
Законы субъектов РФ
Об охране окружающей среды на территории Свердловской области от 20 марта 2006 № 12-оз
Об особо охраняемых природных территориях 2005 г
О статусах лечебно оздоровительных мест и курортах
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера свердловской области
Об отходах производства и потребления 1997 г
Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которое относится к компетенции свердловской области № 25 оз от 24.04.2009
Акты глав субъектов РФ (указы губернатора)
Акты органов исполнительной власти
Акты ОМС
Внутриотраслевая квалификация в зависимости от объекта окружающей природы: лесное, водное, фаунистическое и тд.
По содержанию:
1. природоохранительные = интегрированные
2. природоресурсные = диффренециальные
Характеристика закона об Окр среде
1. Достоинства:
условное – претензия закона на всестороннее (комплексное) регулирование окр среды.
Усилена роль государства
Понятийный аппарат
Расширены экологические требования к отдельным стандартам и видам хозяйственной деятельности
Экологический аудит
Уточнены организационно-правовые меры
Экологическое предпринимательство
2. недостатки
закон не является головным, является природоохранным
наличие бланкетных норм не позволяющих эффективно его использовать
название не соответствует содержанию – речь должна идти об окружающей природной среде
принципов много, но все они перемешаны
экологическое планирование ввели, а механизмов реализации данной нормы нет
по аудиту есть одно определение и все, нет нормативной базы по экологическому аудиту
убрали экологическое стимулирование, экологическое предпринимательство
16 глав, 84 статьи.
12 ФЗ об окр среде в свердл обл.
Ст 16 данного закона – экологическое поощрение субъектов предпринимательской деятельности (льготное налогообложение, предоставление на безвозмездной основе имущества и т.д ).
Охрана окр среды провозглашена как функция общественного производства и непримиримое условие деятельности каждого предприятия, т.е. окр среда рассматривается как составная часть социально- экологического развития.
Решение экологических проблем связано с решением социальных проблем – борьба с безопасностью, повышение образования, в т.ч. экологического воспитания (тезис – решить экологические проблемы можно тогда, когда общество будет иметь определенный уровень культуры). 7 разделов, 3 этапа развития.
Положительные моменты – усилена роль государства, развитие концепции Рио-де-Жанейро.
Недостаток – уровень акта – указ ПрЗ (низкий), имеет общий характер, не содержит конкретных требований, отсутствие целей и задач.
№ 1225 Распоряжение правительства. Доктрина по сравнению с концепцией более развернута. Сформулированы цели, задачи, принципы политики государства в области экологии, усилена роль права по реализации устойчивого развития. Совершенствуются предложения по привидению экологического законодательства в полное соответствие (объединить природоохранное и природоресурсное). Сохранение и восстановление природных систем, увеличение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности РФ.
Недостатки: низкий уровень.
Распоряжение правительства от 17.11.08 № 1662 – р «О концепции долгосрочного социально-экологического развития на период до 2020». Цель: значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансирование экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентно-способных производств.
4 направления:
1. экологическое производство- поэтапное сокращение уровней воздействия на окр среду всех антропогенных воздействий. Новая система нормирования допустимых воздействий на окр среду, меры налоговой политики и т.д
2. экология человека – создание экологически безопасной и здоровой среды обитания в местах проживания населения, их работы и отдыха
3. экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики, правило осуществления экологического аудита, требования к развитию технологий, внедрение экологического менеджмента, увеличение информационной открытости пром предприятий в обл окр среды
4. экология природ среды, сохранение и защита – новые методы территориального планирования зонирования и застройки, учитываение экологических ограничений
№ 537 Указ прз «о стратегии нац безопасности РФ до 2020 . »
Право собственности на природные ресурсы
Объекты, субъекты, формы, виды, основания возникновения права собственности, основания прекращения права собственности.
Отношения собственности занимают центральное положение. В недрах России сосредоточено 30% мирового запаса газа, 50 % алмазов, 25% никеля, 17% олова, 10% нефти. По обеспеченности населения водными ресурсами занимает 2 место после Бразилии. Россия является лесной державой мира, 22% лесов всего земного шара, площадь наших лесов 850 млн. 25% ниже черты бедности. Причина деградации природной среды – ресурсодобывающие отрасли (добывание природно-невозобновляемых ресурсов). Возобновляемые ресурсы: лес (50-100 лет), воды, объекты животного мира.
В юридическом аспекте право собственности рассматривается как правовой институт и как институт права собственности.
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права на природные ресурсы образует предмет ряда отраслей в системе российского права.
Ст. 36 КРФ граждане и объединения, которые могут иметь в частной собственности только землю. Природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права: конституционного, Гражданского кодекса РФ.
До введения ВК перечень объектов недвижимости был расширен: обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения. С введением ВК и ЛК эти объекты были выведены из перечня объектов недвижимости.
Ст. 261 практически полная свобода собственника земельного участка (все что находится на и под земельным участком в собственности собственника, он может ими распоряжаться).
Право собственности в объективном смысле – это совокупность норм права регулирующих отношения по владению, пользованию, распоряжению природными ресурсами в целях их охраны и рационального использования.
Ст. 36 КРФ – собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит вреда окружающей среде, не нарушает права и интересы других лиц.
Индивидуально-определенные объекты:
1. земельные участки
2. водный объект (ст. 4 закона об окружающей среде), подземные водные объекты, поверхностные водные объекты (состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии). Воды: реки, озера, водохранилища, каналы, болота. К землям водного фонда относятся гидротехнические сооружения.
3. Недра: участки недр. Под недрами понимается часть земной коры, расположенного ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающиеся до глубин и доступных для геологического изучения и освоения.
4. лесной участок: ст. 7 ЛК вводит понятие лесной участок, но не раскрывает содержание. Устанавливает, что лесной участок – это участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК.
Участок имеет следующие признаки:
часть поверхности земли, границы которого описаны и установлены в законном порядке
расположен на землях лесного фонда, земли обороны безопасности, населенных пунктов, особо охраняемые природные территории, на которых расположены леса.
В отношении него проведено лесоустройство и проектирование лесов
Он прошел государственный кадастровый учет в соответствии с законом о государственном кадастре недвижимости.
Позиция ВС РФ, согласно которому правовая природа этих участков не тождественна, лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющие специальный правовой режим определенный лесным законом в связи с многофункциональной ролью лесов и их значимости для общества.
Лес – это совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности.
К объектам права собственности можно отнести особо охраняемые природные территории.
Проблемный вопрос об атмосферном воздухе как объекте. Атмосферный воздух не может быть собственностью. Владеть атмосферным воздухом мы не можем, на него нет права собственности.
Объекты животного мира это объекты права собственности. Части лесного участка тоже может быть собственностью.
Субъекты права собственности РФ, субъекты РФ, МО, физические и юридические лица.
Ст. 114 КРФ управление всей федеральной собственности осуществляет правительство.
Федеральная собственность на леса, на воды.
Полномочия по управлению и распоряжению природными ресурсами отдано на уровень субъекта РФ.
Лесными участками управляет департамент лесного хозяйства Свердловской области. (распоряжается в т.я. участками, которыми являются федеральными).
Водные – министерство природы свердловской области. Преобладание государственной собственности на природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономические зоны РФ.
Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены в ФЗ об особо охраняемых природных территориях.
Все эти территории создаются в формах автономных учреждений (бюджетные учреждения).
Особо охраняемые территории федерального значения: территории государственных природных заповедников, национальные парки, территории государственных заказников, памятников природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно — оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым территориям федерального значения или регионального.
Такими территориями как лечебно оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми территориями местного значения.
Недра:
В соответствии с ФЗ «О недрах» — недра в границах территории РФ включает подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Формы собственности на лесные участки: лесные зоны и не лесные, но предназначенные для восстановления и ведения хозяйства. Нелесные земли (вырубки, гари, участки занятие просеками, дорогами и т.д.).
До введения ЛК земли относились к федеральной собственности и их приватизация была запрещена. С новым кодексом прекращается монополия на лесные земли.
В ФЗ № 7 нет ни слова о праве собственности. Земли лесного фонда относятся к федеральной собственности. Лесные участки в составе лесного фонда относятся к федеральной собственности. Они не могут быть объектами купли-продажи.
Лесные участки предоставляются только на праве пользования.
Формы собственности на лесные участки в составе земель лесных категорий определяется в соответствии с Земельным кодексом РФ, земельные участки на которых произрастают леса могут предоставляться в частную собственность.
Воды: Водоохр. Зоны выведены из состава земель водного фонда (ст. 65 ВК).
Водные объекты находятся в федеральной собственности за исключениями. Пруды и обводненные карьеры расположенные в границах земельных участков принадлежат РФ, субъектам РФ, МО, физическим и юридическим лицам, соответственно находятся в собственности РФ, субъектов РФ, МО, физических и юридических лиц.
Распоряжение правительства РФ от 31.12.08 г. № 2054-р. Нельзя изъять этот водный объект без земельного участка в пределах которого он находится.
Нельзя делить пруд. ВК не регулирует отношения на подземные, водные объекты (это законодательство о недрах).
Объекты животного мира: формы собственности: федеральная и региональная
К федеральной собственности относится: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в красную книгу, обитающие на особо охраняемых природных территориях относящиеся к федеральной собственности (ст. 4).
Водные биологические ресурсы. Ст. 10 этого ФЗ – водные биологические ресурсы находятся в исключительной федеральной собственности, за исключением если они обитают в прудах, обводненных карьерах которые принадлежат РФ, субъекта РФ, МО, физическим и юридическим лицам.
Отношения возникновения: первично это предоставления, затем гражданско-правовые сделки.
Основания прекращения: изъятие для государственных природных нужд, изъятие когда земли используются с нарушение законодательства, реквизиция, конфискация.
Объекты, субъекты, виды природопользования.
Правовой институт на 2 мечте поле права собственности.
Объективный смысл – совокупность норм, закрепляющих порядок и условие пользования природными ресурсами в целях рационального использования и охраны природных ресурсов.
В субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей конкретных природопользователей.
Институт комплексный. Включает в себя пользование отдельными природными объектами (земли, недра, леса).
Субъекты природопозьзования – физические и юридические лица.
Объекты – индивидуально-определенные (водные объекты, лесные участки, участки недр).
Основания возникновения прав на природные ресурсы: административные акты, договоры, приватизация.
Основания прекращения: истечение срока, добровольный отказ, ликвидация юридического лица, смена физического лица, изъятие для государственных и муниципальных нужд, принудительное прекращение в связи с нарушением порядка пользования отдельными субъектами.
Классификация
Объекты природы – право землепользования, недропользования, водопользование, лесопользование, пользование животным миром, атмосферой.
По целевому назначению путем специфических природных ресурсов и удовлетворение ими потребностей.
1. недра предоставляются в пользование для геологических изучений включающих поиски и оценку места нахождения полезных ископаемых, разведка и добыча полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающей промышленности для строительства полезных сооружений не связанных с поиском полезных ископаемых.
2. водный кодекс, виды водопользования: в целях питьевого, хозяйственно-бытового пользования. для производства ………………. и т.д. ст. 11 ВК, ст. 38 – совместное и обособленное водопользование.
3. лесопользование (ст. 25 ЛК): заготовка древесины, заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (береста, кора), сбор лекарственных растений, ведение с/х, рекреационная деятельность, охота.
4. животный мир: охота и рыболовство основные виды природопользования. Охота – спортивная, в научно-исследовательских целях и образовательных целях, промысловая. ФЗ «О рыболовстве и охране биологических ресурсов». Рыболовство – прибрежное, любительское, спортивное.
По содержанию. Общее и специальное. Общее – когда природопользование является общедоступным (не требует лицензий и т.д.). ЛК – бесплатное пребывание в лесах, осуществлять заготовку ……….. в лесу природных ресурсов, по возможности соблюдение пожарной безопасности, соблюдение различных правил запрещающих заготовление растений занесенных в красную книгу РФ, грибы и растения которые признаны наркотическими средствами. Требование мб ограничено с пожарной безопасностью.
Согласно ст. 6 поверхностными и водными объектами являются объекты общего пользования, граждане не могут их использовать для личных и бытовых нужд. Много запретов на плавание. Полоса 20 метров, а если протяженность речки не более 10 метров, то береговая полоса — 5 метров. Граждане могут пользоваться данной территорией бесплатно.
Ст. 24 закона о рыболовстве: осуществление бесплатно как с условием возвращенных добытых ресурсов.
Специальное природопользование связано с удовлетворение экологических интересов юридических лиц. Определение порядка пользования нужно получить ряд доказательств в осуществление платы за пользование природными ресурсами, установленные документами или регламентом налогового кодекса.
По срокам: до года – геологическое изучение недр, от 1 года до 5, до 49?? Лет на землю, лесопользование от 10, добыча полезных ископаемых, добыча подземных вод – до 20 лет.
Пользование водными объектами. ##
Отказалось от лицензирования и переход договорным.
Ст.11 возникает Водный кодекс, договор водопользования (договор аренды). Водные объекты в федеральном, региональном, муниципальном предоставляются в пользование за плату в срок до 20 лет, только в трех случаях: — забор, изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов; — использование акватории водных объектов; — использование водных объектов без изъятия для целей производства электрической энергии.
Ставки платы устанавливаются на соответствующих уровнях. Предоставление объектов осуществляется через торги, аукционы. Договор водопользования начинает действовать с момента внесения в государственный водный реестр. Ведется этот реестр Федеральным агентством водных ресурсов и из территориальными органами.
П.2 ст.11 – виды водопользования, которые возникают на основании акта: правительства РФ, субъектов РФ или местной администрации.
1. обеспечение обороны страны и федеральной безопасности;
2. сброс сточных вод;
3. охота;
4. рыболовство;
Охота, прибрежное рыболовство, промысловое рыболовство и другие действия должны руководствоваться специальными актами, прим.: ФЗ «О рыболовстве» и т.д.
Лесопользование:
Правовое возникновение: 1. Договор аренды лесного участка, порядок заключения, форма – Приказ №319 Россельхоза.
Договор аренды заключается в основном на аукционах, торгах.
Исключения: строительство линейных объектов, гидротехнических сооружений, добыча полезных ископаемых, геологические изучения, изучение недр, заготовка древесины, когда ст.43-46 – ЛК.
На праве постоянного бессрочного пользования может предоставляться государственный бюджетным учреждениям.
2. договор купли-продажи для лесных насаждений.
3. предоставление лесного участка для нужд граждан (для охоты)
Ст. 10.1 ФЗ «О недрах». Основания возникновения прав на недра:
Решение правительства, мб по результатам аукционов, мб без проведения аукционов. Региональный уровень: министерство природных ресурсов СО, которое осуществляет право распоряжения недрами на региональном уровне, право возникновения на основании решения министерства природных ресурсов на основании аукционов.
Лицензия на право пользования недрами в определенных границах. МБ заключен отдельный договор с условиями пользования недрами. Недра передаются в виде участков, представляющие собой блоки недр, горный или геологических отвод. Горный отвод при выдаче лицензии на право добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений.
Геологический отвод: лицензия на геологическое изучение от 1 до 5 лет. Срок на добычу полезных ископаемых не устанавливается. На добычу подземных вод до 25 лет.
Охота: специальный билет. Имеет разрешение на хранение и ношение оружия. Удостоверение на право охоты. Разрешение на использование охотничьих ресурсов. Бланки в департаменте по охране животного мира.
Водные биологические ресурсы: федеральное агентство по рыболовству.
Объекты природного фонда – земельный, лесной, фаунистический, водный, недра. Субъекты – граждане, организации, общественность.
Уровни: общественное управление, производственное, муниципальный уровень, отраслевой, государственный – федеральный и региональный.
Государственное управление – составная часть государственного управления в целом осуществляется в рамках исполнительной власти. Обладают определенными полномочиями могут применять меры государственного принуждения, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологических функций государства.
Экологическая функция – деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами находятся в собственности государства, а также деятельность направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, а также на охрану окружающей среды от деградации ее качества, а также охрану экологического прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Эта деятельность предусмотрена законом и иными НПА, это деятельность исполнительных органов власти РФ и субъектов РФ, МО и иных субъектов в области природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
Рациональное использование
Обеспечение реализации прав собственника
Обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц
Особенности: носит межотраслевой характер, динамизм – постепенность, поэтапный характер решения экологических проблем.
Единство и дифференциация. Единство целей и задач, единство принципов, правовых режимов.
Дифференциация – различные, разнообразные природные ресурсы.
Нормативная база: ФЗ №7 (ст. 5 – полномочия), закон СО об охране окружающей среды.
Уполномоченные органы: министерство природных ресурсов по охране хозяйства, по охране лесного фонда.
Указ ПрЗ РФ от 23.06.03г. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов, уход от административного регулирования отдельных видов деятельности, исключение дублирования функций между РФ и субъектами, вопросы пользования, распоряжения природных ресурсов в совместном ведении РФ и субъектов. Неэффективность государственного управления и уменьшение контрольных функций государства.
Указ ПрЗ от 2004 № 314. 12 мая 2008 Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. 27.07.2010 ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Постановление правительства РФ от 16.05.2011 № 373 утверждены правила разработки и утверждения регламентов, использование государственных функций. Правила разработки и утверждения регламента предоставления государственных функций.
Приказ от 31.10.08 № 288 административный регламент ростехнадзора по использованию государственных функций на выдачу разрешений на сборы загрязняющих веществ в окружающей среде.
Трехзвенная система управления:
1. министерства – занимается определением государственной политики и гормативно правовым регулированием
2. агентства – функции по оказанию государственных услуг, управление с государственным имуществом, право применения функций в сфере водных, лесных, земельных и иных ресурсов
3. службы – осуществляют надзор и контроль
Ростехнадзор, федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное агентство по рыболовству – нормотворчество, осуществление государственных функций, государственный контроль и надзор. Нормотворчество в области природопользования и охраны окружающей среды.
Министерство природы: федеральное агентство водных ресурсов, федеральное агентство по недропользованию, федеральные службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, росприроднадзор.
Постановление правительства РФ № 404 от 29.05.05.
Региональный уровень управления: министерство ресурсов СО, постановление правительства от 28.12.10 № 1904 пп. Департамент по охране, контролю, регулированию животного мира. Департамент лесного хозяйства.
Муниципальный уровень: ФЗ № 135 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Полномочия:
1. владение, пользование, распоряжение природными ресурсами в муниципальной собственности.
2. обеспечение санитарного благополучия населения
3. регулирование планировки и застройки
4. контроль за использованием земель
5. муниципальный и лесной контроль
6. озеленение территории МО
7. организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов
8. охрана окружающей среды МО
Функции: основные направления деятельности по обеспечению окружающей среды.
1. мониторинг
2. ведение кадастров (регистров) природных ресурсов
3. оценка воздействия на окружающую среду
4. экологическая экспертиза
5. лицензирование отдельных видов деятельности
6. экологический контроль
7. аудит
8. нормирование сферы окружающей среды
9. экологическая сертификация
10. информационное обеспечение в сфере окружающей среды
ФЗ №7 глава 10, ст. 63. Ст. 10 закона СО Об охране окружающей среды СО. Природоресурсное законодательство. Постановление правительства РФ в части проведения и осуществления мониторинга № 177 от 2003. Постановление правительства осуществление мониторинга в отношении отдельных природных объектов «об осуществлении государственного мониторинга водных объектов». 21.11.2011 ФЗ № 331 вносятся поправки в главу 10.
Вступает в силу с 1.01.2012. Единая система государственного экологического мониторинга, включает в себя ряд подсистем. Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, состояние отдельных природных объектов, земельный мониторинг, водный, лесопатологический, государственный мониторинг радиационной обстановки, мониторинг за состоянием о. Байкал, территориальное море, континентальный шельф и т.д.
Ст.1 ФЗ № 7 экологический мониторинг – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч. компонентов природной среды, естественных экологических систем за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменения и состояния окружающей среды.
Предусмотрено создание единого государственного фонда данных, которые определяются как федеральная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных о состоянии окружающей среды.
Экологический мониторинг водных биологических объектов – министерство по рыболовству.
Охотничьи ресурсы и среды их обитания – департамент животного мира.
Федеральное агентство водных ресурсов – поверхностные воды.
Росгидромет – мониторинг о. Байкал, атмосферного воздуха, континентального шельфа, исключительной экономической зоны.
Мониторинг:
1. для разработки прогнозов социально — экологического развития
2. при формировании государственных целевых программ
3. при осуществлении федерального и регионального экологического надзора
4. при подготовке ежегодных докладов о состоянии окружающей среды
5. кадастр, реестр
ПП № 253 о порядке ведения водного реестра. ПП № 601о государственном рыбохозяйственном реестре. Приказ мин. природы РФ от 6.01.2010 № 345 «состав и порядок ведения государственного хозяйственного охотничьего реестра». 30.11.11 № 792 «порядок ведения государственного кадастра отходов».
Кадастр и реестр основа планирования информационного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и в целом управление ими. Кадастр и реестр являются одним из важнейших источников информации и представляет собой систематизированную систему сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической оценке и социального значения, а также о составе и категориях пользователей.
Формирование в зависимости от объекта и учета – природного ресурса
1. кадастр недвижимости
2. водный реестр
3. реестр объектов животного мира
4. лесной реестр
5. кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых
6. реестр особо охраняемые природные территории
7. кадастр отходов
Имеют статус государственных, но ведутся и на уровне субъектов, в т.ч. по объектам природным, которые передаются в полномочия по управлению.
Департамент СО – лесной реестр, лесов расположенных в границах территории СО.
Федеральное агентство водных ресурсов – водный реестр, включает государственный реестр договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Федеральное агентство по недропользованию – государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых.
Федеральное агентство по рыболовству – рыбохозяйственный реестр.
Министерство природных ресурсов и экологии – государственный кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Департамент по охране животного мира — охотохозяйственный реестр.
МБ выписки из реестра – охота. В течении 30 дней с даты поступления в уполномоченный орган. МБ отказ, если информация не относится к общедоступной в соответствии с ФЗ № 149.
Роспотребнадзор – отходы.
Экологическая экспертиза:
Ст.33 ФЗ № 7, ФЗ об экологической экспертизе от 23.11.95 № 174 ФЗ.
Экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия документов обосновывающую планируемую хозяйственную деятельность требованиям в области охраны окружающей среды.
Ст. 11-12 объекты: исключены – проекты нормативных актов, объекты строительства, реконструкции, ликвидация предприятий. Подлежат экспертизе – проекты целевых программ, проектная документация по созданию искусственных земельных участков. Ст. 49 Градостроительного кодекса РФ – государственная экспертизе проектных документаций.
Объекты экологической экспертизы:
Объекты государственной экологической общественно-экологическая экспертиза
экспертизы
федеральные региональные
росприроднадзор
Срок до 6 месяцев, в некоторых случаях до 3х месяцев.
Экологический контроль: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». От 21.11.2011 № 1957 перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. Лицензия на деятельность по сбору, переработке и хранению отходов. № 524 в редакции от 15.02.11.
Экологическая сертификация: ФЗ «о техническом регулировании» 27.12.02. Аудит: ст. 1 ФЗ № 7 независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности и иных требования в области охраны окружающей среды, требования м/у народных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению этой деятельности.
Стандарст серии ИСО « 19011-2003 г «руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента». Расчет экологических рисков, сертификации и страхования.
Экологический контроль: глава 2 ФЗ № 7, природоресурсные законодательные акты, 18.07.2011 « 242 поправки в закон. Государственный экологический контроль ст. 65 – новое определение – деятельность уполномоченных органов осуществляющих надзор и контроль направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми субъектами требований установленных м/у народными договорами, законами и иными НПА в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок, применения мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.
Государственный земельный надзор, надзор в области обращения с отходами, надзор за атмосферным воздухом, водными объектами, государственный лесной надзор, производственный и общественный надзор.
Функции: предупредительная, информационная, карательная.
ПП РФ № 53, ПП № 689 «о государственном земельном кадастре». Перечень объектов определенных постановлением правительства от 31.03.09 № 285 подлежащих экологическому контролю.