Успешная судебная практика в судах разных инстанций, в том числе, в Верховном Суде РФ (31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5)
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Лекция №1
ПА: К РФ, Закон о некоммерческих организациях, Закон об общественных объединениях, Закон о политических партиях (на семинары обязательно). Доклад в конце семинара, 4 раза контрольная работа. 2 и более пропусков без уважительной причины – последние 2 семинара физкульт работа «вопрос – ответ».
3 основных блока:
Тема 1 Право некоммерческих организаций (НО) в Российском праве
Право НО – это совокупность норм права, которое распространяется (регулирует) на НО.
Нормы права объединяются в институты. Институты права образуют отрасль права. Далее появляется метод – способ, который воздействует на нормы права. НО участвуют в отношениях, которые с позиции теории права, относятся к различным отраслям.
Право НО с позиции Российского права – комплексный институт права. Это не отрасль права, так как для НО есть предмет, но нет универсального метода. Для каждой отрасли права всегда есть 1 кодифицированный акт, такого нет у права НО. ФЗ «О Некоммерческих Организациях» нельзя отнести к кодифицированному акту.
3 основания деятельности НО:
Общественные объединения и Религиозные образования не являются ЮЛ.
Основа для объединения НА засчет выше перечисленного (3 основания).
Право НО – это комплексный межотраслевой институт Российского права объединяющий нормы конституционного и значительного числа иных отраслей права нацеленных на закрепление правового положения НО в разных сферах общественной жизни, а также регулировании взаимоотношений НО с иными социальными субъектами.
Институт права имеет внутреннюю структуру – субинститут. Все НП различных отраслей которые регулируют правовое положения НО. Основой деления является положение ФЗ « О некоммерческих организаций». Субинституты:
Предмет – общественные отношения, где присутствуют НО. 2 группы:
Метод – способ, которым регулируются общественные отношения:
? Императивный;
? Диспозитивный (дает определенным субъектам маневренные действия совершить).
Т.е. Метод рамочного регулирования — закрепляются границы действий, а внутри границ субъекты действуют по своему усмотрению.
Субъект отношений Права НО — круг лиц, который может быть участником отношений:
Законодательство определяется:
Законодательство — вся совокупность НПА, которые содержат все нормы права регулирующие НО.
Виды НПА:
История развития законодательства:
Проблемы законодательства НО:
Делится:
Тема 2. Некоммерческие организации, как форма объединения граждан и организаций.
1. Некоммерческие организации и основные права и свобод человека
Смотреть определение некоммерческих организаций и цели их создания (в основном на блага общества, а не для личных, внутренних целей)
Существуют специальные ограничения в целях создания некоммерческих организаций. С помощью некоммерческих организаций можно реализовать права.
Соотношение:
Некоммерческие организации и права и свободы соотносятся следующим образом: с одной стороны некоммерческая организация является сама одной из формой реализации прав, с другой сторона она является участником отношений иных прав. Когда мы говорим о праве некоммерческих организаций, мы разбираем не только конструкцию неком организаций, но и их взаимоотношение с другими организациями. Институт некоммерческих организаций важен не только как институт ЮЛ, но и как институт гражданского права.
2. Принципы деятельности некоммерческих организаций в российском законодательстве.
Принципы, выработанные некоммерческим сообществом:
Принципы – это те фундаментальные направления, которые должны соблюдаться при правовом регулировании и при не правовом.
Тема 3. Понятие, признаки, классификация НО.
Ст.50 ГК РФ понятие ЮЛ. Разделение на НО и коммерческие организации еще появляется в римском праве. Отличие (2 критерия понятие НО, которое предъявляет наше государство):
перечень целей должен быть ограничен.
3 критерия когда предпринимательская деятельность НО не будет противоречить законодательству о НО:
Надо соблюсти паритет между экономическими и функциональными потребностями.
НО – это форма объединений граждан и организаций в порядке предусмотренным действующим законодательством, обладающим субъективными правами и юридическими обязанностями, основной целью которых является не предпринимательская деятельности, а достижение общественных благ представляющих взаимный интерес объединившихся субъектов, удовлетворение их не материальных потребностей.
Принцип классификации практически не задействован: Первая классификация:
Вторая классификация:
Третья классификация:
Четвертая классификация: в зависимости от объема гражданско-правовой ответственности:
Пятая классификация: в зависимости от организационно-правовой формы:
Признаки |
Виды НО |
|
Частное учреждение, фонд, общественная организация. |
|
Государственная – государственные учреждения; муниципальная; частная; смешанная. |
|
|
|
|
|
Благотворительная, профессиональная, выполнение профессиональных услуг. |
|
|
|
|
Тема №4 Правовое положение отдельных видов НО.
Общественные объединения и религиозные объединения объединены – но это не так!!!
Общественные объединения – ст. 6 Закон « О НО» — это добровольное объединение граждан в установленном законом порядке, объединившихся на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных не материальных потребностей.
Общественные объединения — в Законе «Об общественных объединений» – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения.
Признаки по закону «О НО»:
Признаки по закону «Об общественных объединениях:
Общественные объединения:
Учредителями могут быть лица, достигшие 18 лет. Но это не всегда так. Есть молодежные объединения и т.д. Общественные объединения в статусе ЮЛ. Законодательство об общественных объединения выделят особенность – не все лица могут быть в силу ограничения закона быть учредителями – ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со ст.10 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» – общественное объединение юридически существует.
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Общественные объединения делятся по территориальной сфере деятельность:
Организационно-правовые формы общественных объединений – ст.7:
Признаки |
Общественная организация |
Общественное движение |
Общественный фонд |
Орган общественной самодеятельности |
Общественное учреждение |
Понятие |
Основанная на членстве общественное объединение созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. | Состоящее из участников и не имеющая членства массовое общественное объединение преследующее социальные и иные общественно полезные цели поддерживаемые участниками этого движения | Вид некоммерческого фонда, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества и использование его на общественно полезные цели. | Не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленная на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц. | Не имеющее членства общественное объединение ставящее целью оказание конкретного вида услуг отвечающих интересам участников и соответствующий уставным целям. |
Цели |
Совместная деятельность с целью защиты общих интересов и достижение уставных целей объединившихся лиц | Социальные, политические и иные общественно полезные цели. | Формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование этого имущества на общественно полезные цели. | Совместное решение различных социальных проблем , возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. | Оказание конкретного вида услуг, отвечающего интересам участников и соответствующие уставным целям. |
Членство |
В статусе ЮЛ или ФЛ достигшие 18 лет. | Не имеющая членства | также | также | также |
Отношение учредителей участников или членов объединение к его имуществу |
Учредители и члены организации не сохраняют прав на переданное в собственность организации имущество в том числе на членские взносы, не отвечают по обязательствам организации и наоборот. | Учредители и участники не сохраняют прав на переданное движению имущество, не отвечают по обязательствам движения, а движение не отвечает по их обязательствам. | Учредители и участники не вправе использовать имущество фонда в собственных интересах, а также имущество фонда не может быть распределено между учредителями и участниками. | Субъектами права собственности является сам орган общественной самодеятельности, за которым закрепляется имущество после его государственной регистрации в качестве ЮЛ. | Имущество закрепляется на праве оперативного управления, собственник имущества вправе изъять излишнее не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. |
Руководящие органы |
Имеет управление высшим органом управлением – общее собрание, конференция или съезд членов организации. Постоянно действующий – выборный коллегиальный орган подотчетный высшему органу управления. | Аналогично общественной организации. | Руководящие органы формируются учредителями в форме рекомендаций или персональных назначений. | Формируется руководящие органы – самостоятельно в соответствии с уставом. | Управление осуществляется лицами, назначенными учредителями либо формируется коллегиальный орган общем собранием участников не являющимся учредители и потребителями услуг общественного учреждения. |
Предпринимательская деятельность |
Осуществляется в целях достижения указанных в Уставе цели и задач, а также соответствующую уставным целям. | также | также | также | также |
Ликвидация |
По решению высшего органа управления, либо в судебном порядке. | По решению высшего органа управления, либо в судебном порядке в случаях предусмотренным законом. | Только в судебном порядке. | По решению высшего органа управления или в судебном порядке. | По решению высшего органа управления, либо в судебном порядке. |
Религиозные объединения
К РФ определяет основополагающие положения. Ст. 14 К РФ – 4 признака взаимоотношения государства, общества и религиозных объединений:
Положения Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»:
2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются ФЗ. Законы и иные НПА, принимаемые в РФ и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему ФЗ. В случае противоречия настоящему ФЗ НПА субъектов РФ по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий ФЗ.
3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных К РФ или вытекающих из международных договоров РФ.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные организации и религиозные группы. Если более 3 религиозных организаций могут преобразоваться в централизованную религиозную организацию.
Казачьи общества. Признаки:
? Могут быть только граждане РФ. Иностранные и лица без гражданства не могут быть.
? Цели – возрождение культуры, защита прав и т.д.
? Казаки принимают на себя в установленной форме обязанности по несению государственной службы.
? Казачьи общество как вид НКО начинает функционировать, считать себя субъектом права с момента когда оно внесено в единый государственной реестр (ведет МинЮст России).
? Образуются они по территориальному признаку – в виде хуторских и т.д. В самом законе сказано как их отличать. ФЗ №154 № «О государственной службе российского казачества». Районные – окружные – областные.
? Процедура управления определяется в Уставе. Высшим органом управления – Высший круг казаков. Представительный орган казаков – представители атаманов. Исполнительный орган – атаман.
Общины КМН
Объединение людей, которые объединяются по кровно-родственному, либо соседскому способу, в целях сохранения своей исконной среды обитания, традиций и т.д.
? Для ее создания надо иметь 3 ФЛ, 18 лет. Сначала заключают учредительный договор. Учредителями не могут быть ЮЛ, органы публичной власти. Члены этой общины могут быть лица достигшие 16 лет. Членство может быть коллективным или индивидуальным. Член входит в эту общину с имуществом.
Фонды:
В отличие от иных НКО порядок управления фонда определяется учредителем. Попечительский совет – орган надзора образуется обязательно. Это не высший орган. Обязан ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества. В силу требований ГК РФ – фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность – путем образования хозяйственных обществ – не может быть учредителем товариществ. Благотворительные фонды должны быть единственными учредителями хозяйственных обществ.
Государственная корпорация:
Создается корпорация – РФ, на основании ФЗ (любая НКО – на основании желаний учредителей), не имеет в чистом виде своего учредительного документа. Можно сделать вывод что это не НКО.
Государственная компания
Основная предпосылка – попытка разделения публичных функций, которые выполняют ОГВ и сфера услуг, которая могут быть оказана. На основе доверительного управления. Ст. 2 определение. Создается РФ на основание специального закона, в нем определяется наименование, цели ее деятельности, порядок управления и финансирования. Она является организацией не основанной на членстве. Отличительная черта: осуществляет управление имуществом в форме доверительного управления. Ст. 7.2. закона, п.3. ст.7.2 – имущество, переданное данной компании в качестве имущественных взносов, а также приобретенное в результате собственной деятельность – собственность государственной компании. Т.о. многие ученые негативно оценивают возможность объединения в одном субъекте 2-х форм. РФ определяет создание государственной компании – имущество РФ использовалось эффективно. Государственная компания не сильно отличается от государственной корпорации, она отличается: цели деятельности, управление имуществом. Важно, что государственная компания создается для оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества – ст.7.2.
Некоммерческие партнерства
НП среди других видов некоммерческой деятельности – наиболее регламентировано в правовом положении. В основном НП объединяются люди «свободных профессий», поэтому законодатель определил, что объединение вольнолюбивых людей более точно регламентировано законодательством. НП основано на членстве, она может быть организована ФЛ ли ЮЛ. Целевой спектр очень широк. НП имеет задачу в содействии какой-то деятельности. В Законе «О НКО» определены права: члены вправе участвовать в управлении делами партнерства (все члены равны, не зависимо от имущества которое они передали),они могут свободно выходить из НП (написать заявление можно в любой момент, но решение о выходе принимается оставшимися членами НП, а не высшим органом), исключение из НП, получать при выходе часть имущества или стоимость этого имущества (в пределах стоимости, которую он принес в НП, но в других ситуациях, например, ликвидации, это не возможно даже гипотетически).
Учреждения
Ст. 120 ГК РФ. Создаются для управления чем-либо или как вид НКО. Учреждения: частное, государственные, муниципальные. Деление по принципу – кто является собственником имущества. Государственные и муниципальные делятся: бюджетные, автономные и казенные учреждения – данная форма вступит с 1.01.20011 г. Разница – цели, которые законодатель определил для каждого из типов учреждений. Изменение данное не является реорганизацией. Бюджетное учреждение – ст. 9.2 Закона «О НКО» (пример: Органы культуры и иные органы). Бюджетные задание устанавливает и определяет — представитель собственника (Правительство и иные органы в субъекте РФ или МО) и финансирует выполнение данного задания. За бюджетные учреждения собственник не отвечает.
Автономные учреждения – существует отдельный специальный закон «Об автономных учреждениях» — учится зарабатывать самостоятельно за счет выполнение услуг и выполнение работ. Т.е. если дается задание – финансирование осуществляется только в пределах этого задания. Высший орган управления формируется своеобразно: состоит из 3-х направлений – обязательно входит представитель учредители, представители руководства, представители коллектива. Автономное учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью в области работ и услуг. Работа и услуга – ГК РФ.
Казенные учреждения – Закон «О НКО» и БК РФ – государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее государственные или муниципальные услуги, выполнение работ и т.д., финансирование осуществляется за счет бюджета и на основании бюджетной сметы. Пример: все военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы и т.д.
Автономная НКО
Не основанная на членстве, учреждаемая ФЛ ли ЮЛ, на основе добровольных взносов в целях предоставления услуг. Сначала имущество, А потом услуги. Оказывая услуги, она действует в определенной сфере, получая доход, в т.ч. в предпринимательской сфере. Исполнительные орган – коллегиальный или единоличный вариант. Над ними создается высший орган управления – члены денег не получают за участие в работе.
Объединение ЮЛ, ассоциации/ союзы
В отличие от западного законодательства формы объединения ЮЛ в РФ допускаются, в западе этого не допускается. Ассоциации и союзы – пришли из ГК РФ. Особенности:
Члены ассоциации при ее выходе субсидиарную ответственность. Ассоциации не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность своих членов.
Политическая партия
Данный ид появился относительно недавно, с вступлением в 2001 г. Закона «О политических партиях». Унификация тех политических сил и объединений, которые действовали в РФ в 90-е года. Политические партии – только общероссийского масштаба.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Признаки политической партии:
? Политическая партия может создавать 2-мя способами:
— политическая партия создается на основе объединения учредителей либо лиц, которые желают создать политическую партию.
— политическая партия является результатом преобразования общероссийского общественного объединения.
? Наличие региональных отделений в более чем ? субъектов РФ.
? Наличие определенного количества членов этой политической партией – действующее законодательство после вмешательства Президента РФ более лояльно стало подходить к понятию численности организации. Численность не менее 500 в ? субъектах. С 1.01.2010 по 1.01.2012 не менее 45 тыс., в ? не более 450 человек в отделении. С 1.01.2012 г. не менее 40 тыс., а в ? должно быть 400 человек в отделении. Т.е. постепенное снижение требований.
? Все руководящие органы политической партии должны находиться на территории РФ.
? Политическая партия это всегда ЮЛ.
? Членами организации могут быть лица, достигшие 18 лет. Политическая партия не может состоять из людей одной профессии. Политическая партии не могут выполнять цели, которые в силу законодательства закреплены за религиозными объединениями. Членство в политической партии не может указываться его вероисповедание.
? Наличие политических партий только на федеральном уровне противоречит принципу федерализма. Отсутствие региональных политических партий – население все меньше поддерживает федеральные политические партии.
? Законодатель в отличие установил дополнительные основания для приостановления деятельности и ликвидации политической партии. Возможность ликвидации политической партии, если ее представители в течение 5 лет не участвуют в избирательной компании. Это подсудность только ВС РФ.
Национально-культурная автономия
Правовое положение регулируется ФЗ «О НКА» и международно-правовыми актами
НКА – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
? Многонациональное государство – РФ.
? НКА это добровольное общественное объединение.
? Основанная на членстве – НКА это вид общественной организации. Членами НКА могут быть ФЛ относящиеся себя к определенной этической общности, общественные объединения этические.
? НКА совместно с ОГВ осуществляет свою деятельность.
? Для сохранения самобытности культуры, традиций и т.д.
3 вида НКА: в зависимости от территории и порядка формирования:
Права НКА можно поделить на 3 группы:
? получать поддержку от ОГВ;
? право вносить предложения в ОГВ;
? право на создание классов или учебных групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с обучением на русском языке и углубленном изучении родного языка.
? НКА вправе создавать свои СМИ;
? вправе издавать и получать;
? распространять информацию на национальном языке.
? право на возрождение народных промыслов, ремесел,
? право создавать дошкольные и образовательные учреждения с обучением на национальном языке,
? разрабатывать учебные программы, учебники,
? иметь доступ к ценностям национальной культуры.
Не содержит обязанностей в ФЗ «О НКА», но это не означает что их нет.
Торгово-промышленная палата
Закон РФ «О ТПП». ТПП — оно объединяет предпринимателей либо предприятия которые занимаются предпринимательской деятельностью.
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов РФ и республик в составе РФ.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных палат при осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных палатах.
3. Наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона.
Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
Т.е. никаких подзаконных и локальных актов нет.
1. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;
в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
2. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.
3. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Приказ №96 от 31.03.2009 г. МинЮст
2 закона на семинар
Тема 5. Государственная регистрация НКО
Институт гос регистрации НКО – данный институт взаимовыгоден. Для НКО – государство их признает в форме ЮЛ, государство определяет их как равные субъекты. Гос регистрация выгодна для учета, позволяет поддерживать режим законности.
Государство при помощи гос регистрации определяет для себя видовой состав НКО.
Режим – способы, которыми могут использовать организации для своей легализации для вступления в гражданский оборот и иные сферы, где необходим статус ЮЛ.
Модели государственной регистрации:
ФЗ «О гос регистрации ЮЛ и ИП». Возможность применения 2 процедур: общего и специального порядка. Сейчас некоторые НКО в общем порядке, а некоторые в специальном порядке
Отличие в органах которые принимают : ранее – ОМСУ, сейчас общий порядок – ФНС, специальный порядок – органы министерства юстиции, которые принимают решение о гос регистрации.
Разница во времени регистрации, сейчас: общий порядок – в течение 5 рабочий дня, специальный порядок – от 2 недель до 1 месяца.
Стадии:
Институт гос регистрации:
НКО – органы юстиции должны принять решение в течение 14 дней с момента штампа в заявлении. Органы юстиции не позднее следующего дня после принятие решения передает 2 экземпляра учредительных документов и 1 экземпляр другие документы в ФНС по субъекту РФ. Уполномоченный орган (ФНС по субъекту РФ) после принятие документов в течение 5 рабочих дней внести запись в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня направить эти документы в органы министерства Юстиции. После этого не позднее 3 дней НКО выдается свидетельство о государственной регистрации и 1 экземпляр устава. Всего 24 дня занимает эта процедура. Если представитель не является в течение 3 дней, то направляется почтовым отправлением – место нахождения постоянно действующего органа НКО.
Общественное объединение – ранее считалось, что должно быть зарегистрировано в течение 1 месяца, но 1 месяц дается для принятия решения (по закону). После принятие решения на следующий рабочий дней отправляем в ФНС, 5 рабочих дней на внесение в записи в ЕГРЮЛ. Возвращается в органы МинЮста не позднее 3-х дней должны выдать свидетельство о государственной регистрации и 1 экземпляр устава. Всего 40 дней, но, как правило, эта процедура длится 21 день.
Если обжалование, то подсудность судам общей юрисдикции. В качестве соответчиков ФНС и органы юстиции могут быть. В ходе судебного разбирательства выяняется чья вина в том, что НКО или общественное объединение надлежащим образом не было зарегистрировано в качестве ЮЛ.
Организации, гос корпорации, гос компании – регистрация на основании ФЗ. Более упрощенная процедура регистрации.
В каждом субъекте РФ составляется соглашение между органами юстиции и ФНС субъекта для данной сферы. 2 раза в неделю.
Документы, государственной регистрации НКО – ст. 13.1 Закона «О НКО».
Общественные объединения – ст. 21 ФЗ « ОБ ОО»:
сведения об учредителях;
Молодежные (с 14 лет) и малолетние (с 8 лет) общественные объединения, если в выборный орган избраны дееспособные лица (т.е. достигшие 18 лет) только тогда будет зарегистрированы. В общественных объединениях – только устав. Учредительные документы – в 3-х экземплярах, а остальные в 2-х.
Политическая партия – ст. 16 ФЗ « О политической партии»:
Иностранная неправительственная организация — может действовать в статусе филиала и представительства. Не подают в классическом виде документы, они полают уведомления в МинЮстиции РФ. Прилагаются учредительные документы, решение о создании филиала, положения о филиале, решения о назначении руководителя филиала, документ с изложением целей и задач создания филиала. Эти документы предоставляются в МинЮст, они составляются на гос языке данной организации и на русском языке и надлежаще заверяются.
МинЮст вносит сведения о данной организации в Единый Реестр, который ведет МинЮст. После внесения филиал считается зарегистрированным. Они обращаются в налоговую службу, завершают договорные отношения в части их местонахождения. С момента внесения в реестр и в течение последующих 20 дней должны уведомить об их месте нахождения.
Институт отказа это институт ограничения прав и свобод. Ст. 55 К РФ прописаны: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отказ в государственной регистрации возможен по основаниям (ст. 23.1 ФЗ « О НКО»):
Отказа 2:
Иностранные не правительственные организации: основания отказа
Для них основания отказа связаны с защитой национальных интересов.
Общественные объединения: ст. 23 ФЗ «Об ОО»:
1) если устав общественного объединения противоречит К РФ и законодательству РФ;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим ФЗ, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с ч. 3 ст. 19 настоящего ФЗ;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Основания отказа политической партии: ст. 20 Закон «О политической партии»:
а) положения устава политической партии противоречат К РФ, ФКЗ, настоящему ФЗ и иным ФЗ;
б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего ФЗ;
в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;
г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего ФЗ;
д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.
Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;
б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.
Тема 6. Контроль за деятельностью НКО.
К РФ провозглашает максимальную свободу, но тогда возникают противоречия, столкновение взглядов. В результате будет причинение вреда обществу, государству, личности. Государственное управление – тотальное вмешательство государства в жизнь общества, государства, личности.
Управление состоит из взаимопоследовательных стадий:
Все это происходит не прерывно. После конечной стадии начинается все заново.
Контроль в данном случае, как вид государственной деятельности, помогает обеим сторонам (НКО и ОГВ). НКО могут со стороны ОГВ посмотреть на себя, а правильно они ли действуют, нарушают ли они законодательство.
Функции контроля: Контроль носит и информационную функцию. С помощью контроля государство оценивает насколько эффективны ПА, которые государство издало и требует исполнения от НКО. Контроль позволяет найти цивилизованные способы взаимодействия ОГВ и НКО. Так как государство заинтересовано в развитии НКО, так и НКО заинтересовано в государстве.
Нас интересует контроль – процедуры взаимодействия государства и НКО, направленных на поддержания режима законности.
Органы Юстиции – соблюдение законодательства и соответствие устава, но они же принимают административный регламент.
Гос контроль это не тотальная, а нормальная сфера взаимодействия государства с НКО. Контроль взаимовыгоден. Гос контроль государством не регламентирован, на уровне подзаконного нормотворчества только регламентирован.
Контроль на уровне ФЗ закреплен минимально. Но контроль все равно должен строиться на каких-то началах, но законодатель их пока не закрепил – это и есть принципы (это форма мягкого права). Принципы (большинство их указал КС РФ):
? Законность – вся контрольная деятельность государства, в виде его органов строиться исключительно на законе. Конкретизирует положение закона, но не противоречит. Контрольные органы связаны законом, не вправе выходить за рамки закона. Принцип законности пока еще законодательно не раскрыт, т.е. полномочия ОГВ в РФ закреплено на уровне ПП и Актов МинЮста РФ.
? Принцип соразмерности – воплощается в:
— У государства должен быть взвешенный подход к построению организационной системе управления и контроля. Государство, осуществляя управление, должно соразмерно определять организационную структуру органов власти.
— Необходимость достаточного государственного присутствия в общественных отношениях. Государство должно определить в какой сфере оно должно осуществляться.
— Соразмерность полномочий передаваемых ОГВ и их выполняемым контролирующим функциям. Т.е. гос контроль должен быть эффективным.
? Единство контрольной функции – ОГВ осуществляя контроль в отношении НКО должны соблюдать единство: положений НПА и иных документов, которые определяют позиции государства в определенных отношениях и при осуществлении контроля не надо забывать о высшей ценности прав и свобод человека.
? Полнота и разделения контрольных полномочий между органами публичной власти по горизонтали и по вертикали. Гос контроль по вертикали: МинЮст (иностранные объединения, общероссийские ОО, но не занимается региональными, это делают Управления субъектов) — Управления субъекта РФ. По горизонтали: МВД – МинЮст – ФНС (ошибки за налоговым законодательством)– Прокуратура и т.д.
? Сбалансированного обеспечения основных и компетенционных прав – при осуществлении контроля с одной стороны должны быть учитаны публичные интересы (интересы государства) и должен быть личностный аспект.
? Системность – контроль должен быть постоянным и стабильным.
? Недопустимости вмешательства в деятельность контролируемого субъекта, если нарушение, то предоставляются заверенные копии, если оригиналы, то возвращаются. Сама процедура контроля должна быть адекватной.
? Презумпция добросовестности контролируемых субъектов – совокупность: ст. 21 и 49 К РФ. Любая НКО действует на территории РФ, действует добросовестно.
? Рациональность – осуществление контроля должно соответствовать не только закону, но и здравому смыслу.
? Транспорентности (открытость, публичность) – вся контролируемая деятельность, если прямо не указана в законе, то открыта. По итогам проверки составляются акты – в 3-х экземплярах.
Приказ Мин Юста от 31.03.2009 г. №90
Порядок осуществления контроля отражен как НПА, так и в подзаконных актах. Некоторые положения отражены в широком смысле, некоторые в Приказе МинЮста №90.
Контроль начинается со сбора информации. Органы Юстиции получают информацию из источников:
На основании этого происходит проверка.
Проверки бывают:
? Если необходимо проверить устранения выявленных ранее правонарушений со стороны НКО. Т.е. ранее была проведена плановая проверка, было предупреждение организации, цель – проверить как выполнено данное предупреждение.
? Если обжалование действий или бездействий НКО связанные с нарушением законодательства РФ. Т.е. если ФЛ и другие субъекты обжалуют действия НКО.
Первый документ — Принятие решения о проведении проверки. Данное решение оформляется в форме приказа. Приказ о проведении проверки должен содержать:
? Ф.И.О. и должность лица уполномоченного на проведение проверки, если несколько лиц, то тогда пишется Комиссия в составе, председателем является.
? Полное наименование проверяемой НКО.
? Предмет проверки – что проверяет.
? Правовые основания проверки – в соответствии с законом, указом президента вопросы МинЮста, положение о главном управлении, планом утвержденном приказом.
? Срок проведения проверки – дата начала и дата окончания. Общий срок не должен превышать – 1 месяц.
? Вид проверки – выездная (по месту нахождения НКО) или документальная (НКО в МинЮст привозит документы). Если выездная проверка, то тогда указывается место проведения проверки. Приказ подписывается руководителем, либо заместителем руководителя органа проверки. Приказ должен быть издан не позднее 15 дневного срока до момента проведения проверки. В случае не плановой поверки – не позднее 6 дней.
После издания приказа составляется документ – уведомление о проведении проверки. Данный документ будет направлен НКО. В нем указывается:
? Реквизиты приказа о проведении проверки (чей приказ № от какого числа и название)
? Вид проверки (выездная или документальная).
? Предмет проверки.
? Период деятельности НКО, подлежащей проверке.
? Место проведения проверки.
? Дата начала и дата окончания проверки.
? Перечень документов необходимых для проведения проверки (какие документы надо подготовить НКО для проведения проверки).
В уведомлении могут быть указаны:
? Подготовить иные документы и информацию и направить ее в орган Юстиции.
? О выделении отдельного служебного помещения для проверяющего.
Уведомление должно быть направлено заказным письмом не позднее 10 дней до начала проведения проверки. По неплановой – 5 дней плюс это все дублируется факсом или телефонограммой.
Выездная проверка – представление ДЛ, предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки.
Права лица, проводящего проверку (Приказ МинЮста №90):
Обязанности:
Права НКО:
Обязанности НКО:
По результатам проверки составляется акт. Акт состоит из 2-х частей: вводной и основной части. Составляется в 2-х экземплярах. Акт должен быть доставлен в течение 5 дней после окончания проверки.
Вводная часть состоит:
Основная часть состоит:
Акт обязательно подписывают все ДЛ, участвующие в проверке. Если комиссионно проводится проверка и какое-то лицо не согласно, то отдельно письменно выражает особое мнение и подписывает его. Все оригиналы документы возвращаются НКО. К акту прилагаются только заверенные копии.
д/з акт о проведении проверки.
Формы ответственности:
Общественные объединения – форма реакции органов Юстиции предусмотрена и ст. 38 и 42 ФЗ «Об ОО». Отличия – разделение понятия К РФ и законодательства, в законе об ОО указано в чей адрес вносится предупреждение – адрес руководящих органов (определяется данный орган по Уставу). Ст. 42 – законодатель установил новую форму воздействия на ОО — В случае нарушения общественным объединением К РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В представлении не указан минимальный месячный срок – орган сам устанавливает. Если не значительное нарушение – то выносится предупреждение.
Предупреждение политической партии – ФЗ «О ПП». Виды: Региональное отделение ПП, ПП как федеральная структура. Ст. 38, 39 ФЗ «О ПП». В ст. 38 предупреждение выносится в связи с несоблюдением ПП положений своего Устава, в ст. 39 – предупреждение выносится в связи с нарушением К РФ, федерального законодательства. Срок в течение, которого правонарушитель должен устранить нарушение – не менее 1 месяца, а для ПП – не менее 2 месяцев. Копия или уведомление в центральный орган ПП, если направляется в региональную. Задача – профилактика правонарушений, приведение деятельности в соответствии с законом.
Если первое вынесено предупреждение, то второе нужно вынести представление.
Последствия приостановления – ст. 43 – приостанавливаются его права как учредителя СМИ, запрещается проводить собрания иные публичные массовые акции, принимать участия в выборах, осуществлять банковские операции, кроме того когда у ОО заключены договора и надо исполнить обязательства и т.д. Если по истечению установлено срока, ОО устраняет эти нарушения, то направляет документы в орган Юстиции подтверждающее это, орган Юстиции отменяет свое решение о приостановлении и принимается решение о возобновлении деятельности ОО. Если в течение 6 месяцев ОО не принимает никаких мер, тогда следующий этап будет ликвидация.
ПП – ст. 39 ФЗ «О ПП» — решение о приостановлении деятельности можно только после вынесения 2-х предупреждения. В отношении ПП решение принимает суд. Региональное отделение – суд субъекта, а ПП – ВС РФ. Те же последствия что и для ОО.
Обосновано ли разделение 2-х порядков – данный вопрос дискуссионный. ПП и ОО предусмотрен данный вариант ответственности.
НКО – ст. 18, 32 ФЗ «О НКО». НКО может быть ликвидирована по основаниям предусмотренным ГК РФ, ФЗ «О НКО» и Законом об отдельных видах НКО. Это влияет — какой суд будет рассматривать. Могут быть ликвидированы сразу по истечении срока.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором субъекта РФ, территориальный орган Юстиции.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
2 способа формирования ликвидационной комиссии: суд назначает управляющего; организация длительное время не действует налоговая служба это видит, суды выносят решения о ликвидации НКО и исключить организация из действующего реестра ЮЛ (то есть процедуры ликвидации не будет).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Ликвидация ОО: ст. 44 ФЗ «Об ОО» — основания:
? нарушение ОО прав и свобод человека и гражданина;
? неоднократные или грубые нарушения общественным объединением К РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление ОО деятельности, противоречащей его уставным целям;
? неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности ОО.