Увольнение по собственному желанию

Увольнение по собственному желанию – наименее конфликтная процедура увольнения, обусловленная волеизъявлением работника («собственным желанием») в виде заявления и предусмотренная Трудовым кодексом РФ. Увольнение по собственному желанию без отработки возможно только в ряде случаев, которые мы рассмотрим ниже.

По существу данный порядок прекращения трудовых отношений является наиболее приемлемым для обеих сторон трудового договора.

Процедура в ТК РФ также называется увольнением по инициативе работника.

Сначала проанализируем законодательную основу регулирования и основные проблемные ситуации, возникающие в связи с процедурой.

Бланк заявления на увольнение по собственному желанию

скачать образец заявления об увольнении по статье 80 ТК РФ

БЛАНК_ОБ_УВОЛЬНЕНИИ_ПО_СОБСТВЕННОМУ_ЖЕЛАНИЮ.doc

Увольнение по собственному желанию: статья 80 ТК РФ

Основное правовое регулирование увольнения по собственному желанию производится статьей 80 и 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Cтатья 80 ТК РФ звучит следующим образом (в статье подчеркнуты наиболее «опасные» моменты, вызывающие споры между работником и работодателем):

увольнение по собственному желанию

Что делать, если Вас принуждают уволиться по собственному желанию?

Если Вас принуждают уволиться по собственному желанию, в первую очередь необходимо собрать достаточную доказательственную базу о том, что Вашей воли на прекращение трудовых отношений не было.

Нужно ли отрабатывать при увольнении по статье 80 ТК РФ?

Прочитать подробнее об увольнении по собственному желанию без отработки можно по ссылке.

Расторжение трудового договора при увольнении по собственному желанию может производиться:

• по истечении двух недель после предупреждения работником работодателя в письменной форме;
  • в любой срок, согласованный сторонами трудового договора (соответственно, если работодатель также согласен прекратить трудовые отношения досрочно);
  • в срок, установленный самим работником в заявлении – при следующих обстоятельствах:
    1) работодатель нарушил трудовое законодательство, локальные нормативные акты;
    2) работник не имеет возможности выполнять трудовую функцию в связи с учебой и другими случаями.

Упрощенно такое увольнение подразделяется на:

• увольнение с «отработкой»;
  • увольнение «без отработки».

Запись в трудовой книжке при увольнении по пункту 3 статьи 77

запись в трудовой книжке при увольнении по собственному желанию

Порядок увольнения работника по собственному желанию

Таким образом, порядок увольнения по собственному желанию выглядит следующим образом:

• написание работником заявления об увольнении по собственному желанию;
  • отработка работником срока, определенного законом, соглашением сторон или обозначенного в заявлении работника;
  • прекращение трудового договора по истечении срока «отработки»;
  • выдача трудовой книжки и все окончательные расчеты с работником.

При всем этом необходимо запомнить следующие правила, касающиеся процедуры:

1. Предупреждение работодателя производится в письменной форме. Несоблюдение письменной формы в таком случае является одним из наиболее частых причин злоупотребления работодателем правами. Письменная форма означает, как правило, подачу заявления.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: заявление необходимо подавать, имея соответствующее подтверждение о сдаче. Для этого необходимо сделать копию оригинала заявления и попросить уполномоченное лицо работодателя (директор, сотрудники канцелярии, кадровый отдел или иные уполномоченные лица) сделать на копии заявления отметку о принятии («Заявление принято» с указанием даты, подписи, расшифровки и должности).

Если работодатель и его уполномоченные на ведением кадровых отношений лица отказывают в приеме заявления, отправьте его ценным письмом с описью вложения по фактическому и юридическому адресу работодателя. В таком случае мы рекомендуем дополнительно выслать телеграммы с уведомлением и получением их текста.

2. Работник обязан проработать две недели после написания заявления об увольнении по собственному желанию.
Необходимо помнить, что течение двухнедельного срока начинается на следующий день после написания заявления. То есть, в данном случае подразумеваются 14 полных дней. В данный срок включаются рабочие и нерабочие дни.

ПРИМЕР: заявлением об увольнении по собственному желанию написано работником в среду 8 числа месяца. Значит, срок отработки истекает в четверг 23 числа этого же месяца.

3. Соглашение об уменьшении срока отработки у работодателя (менее двух недель) должно заключаться в письменной форме (хотя бы надлежащим образом заверенной надписью работодателя на экземпляре заявления работника: «На срок отработки 5 дней после написания заявления согласен» или подобных).

Возможная ситуация: работник не имеет подтверждения того, что работодатель дал согласие на сокращение срока до 5 дней (хотя, было дано устное согласие). По истечении 5 дневного срока отработки работник не выходит на работу, а впоследствии узнает, что был уволен за прогул.

4. Невозможность продолжения работником работы, и, как следствие – установление срока самим работником, должна быть обусловлена уважительной причиной. Перечень причин в статье не закрыт, но приведены примеры: учеба и выход на пенсию. Неуважительная причина не может служить основанием для установления работником срока самостоятельно.

Таким образом, увольнение пенсионера по собственному желанию происходит ос своими особенностями по срокам предупреждения.

5. Установленное нарушение работодателем норм трудового права означает наличие соответствующих административных материалов – протоколов Трудовой инспекции или наличие соответствующего судебного решения, в котором работодателя привлекли к ответственности, причем в споре с конкретным работником, который и выражает желание уволиться по собственному желанию.

СИТУАЦИЯ: работник субъективно оценивает, что работодатель нарушил его права и решает уволиться по собственному желанию, установив срок 3 дня для отработки. Впоследствии узнает об увольнении за прогул, так как обязан был отработать еще 11 дней.

6. Работник имеет право на отзыв своего заявления об увольнении. Если работодатель проигнорирует его, возможно восстановление через суд на работе.

7. Работник не имеет права отозвать заявление, если работодатель пригласил на эту должность:

• другого работника, которому он не вправе отказать в заключении трудового договора;
  • приглашение осуществлено в письменной форме.

Примером категории лиц, которым нельзя отказать в заключении трудового договора, являются инвалиды (установлены определенные квоты на прием их на работу), а также лица, приглашенные в порядке перевода от другого работодателя (ст. 64 ТК РФ).

«Письменная форма» приглашения также может вызвать немало вопросов. Спорным является такой вопрос в случае, если работник, которому нельзя отказать в заключении трудового договора, вступил в фактические трудовые отношения (не было письменного оформления).

8. Прекращение работы после истечения срока предупреждения – право работника, а не его обязанность!

Если работник продолжает работать дальше, то считается, что трудовой договор не является прекращенным, его действие продолжается.

СИТУАЦИЯ: работник отработал в течение срока предупреждения, но по устному соглашению с работодателем работал еще три дня сверх срока, а потом работу прекратил. Впоследствии работник узнал об увольнении в связи с прогулом.

9. Выдача трудовой книжки и все расчеты (по зарплате и иным выплатам) производятся в последний день работы.

Образец заявления для увольнения по собственному желанию:

заявлением на увольнение работника по собственному желанию