Успешная судебная практика в судах разных инстанций, в том числе, в Верховном Суде РФ (31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5)
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Действующие нормы АПК РФ и ГПК РФ приведены в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ.
Изменения коснулись норм статей 215, 217 ГКП РФ и статьи 143 АПК РФ.
Так, оба процессуальных кодекса устанавливали обязанность суда приостановить производство по делу в случае реорганизации юридического лица вплоть до определения его правопреемника в процессе (если юридическое лицо являлось стороной или третьим лицом, причем как правило, с самостоятельными требованиями). Эта норма была сформулирована именно как обязанность суда, то есть императивно. При этом судом не исследовалась необходимость такого приостановления. Очевидно, что во многих случаях такой необходимости не существовало и необходимо было учитывать иные обстоятельства, если бы закон давал такую возможность. На это и указал Конституционный Суд РФ, выразив позицию о том, что данная норма при таком толковании нарушает основополагающее право на судебную защиту.
Внесенными изменениями приостановление производства по делу в случае реорганизации юридического лица стало не обязанностью, а правом суда. То есть, появилась возможность учитывать конкретные обстоятельства. При этом судебное усмотрение в данном случае не безгранично и суд обязан указать в мотивировочной части судебного акта свой выбор.
Кроме того, АПК РФ в прошлой редакции не устанавливал обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу в случае смерти лица – гражданина, который являлся третьим лицом с самостоятельными требованиями. Этот пробел процессуального законодательства также устранен, в этой части нормы корреспондируют соответствующим положениям ГПК РФ.