Успешная судебная практика, в том числе, в Верховном Суде РФ
(31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5).
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Успешная судебная практика в судах разных инстанций, в том числе, в Верховном Суде РФ (31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5)
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Арбитражная судебная практика уже несколько лет идет по пути учета условий ничтожного договора при некоторых обстоятельствах. Указанная практика была вновь подтверждена в одном из Постановлений Президиума (№ 2443/12).
По общему правилу, в случае, когда при исполнении недействительной сделки одна сторона передала другой имущество (товары), оказало услуги или выполнило работы, а другая сторона оплатила это в денежном эквиваленте, то считается, что стоимость этих товаров/работ/услуг равна переданной денежной сумме. Это правило действует, пока не доказано иное.
По общему правилу также любая сделка считается возмездной, пока не доказано иное.
Данные правила должны применяться и в том случае, когда возвращение полученного по сделке невозможно, в том числе и в ситуации, когда состоялось фактическое использование вещи, а сделка была ничтожной.
Для таких обстоятельствах суд обязан исходить из условий договора, а именно из условия о цене. Стоимость использования имущества определяется именно исходя из условия такой ничтожной сделки.
Интересным моментом данного постановления является ссылка Президиума на тот факт, что судом не были оценены доводы истца о несоответствии рыночной цене определенных сторонами использования помещений. Президиум дал понять, что суд обязан был оценить такие доводы. Можно ли это считать намеками на изменение практики по данному вопросу? Вполне возможно, следите за нашими новостями.