Успешная судебная практика, в том числе, в Верховном Суде РФ
(31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5).
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Успешная судебная практика в судах разных инстанций, в том числе, в Верховном Суде РФ (31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5)
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Идея объединить две судебные подсистемы витала в научных кругах давно. Главная цель – приведение судебной практики к единообразию. Многие подходы к толкованию норм кардинально расходятся у судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Совместные постановления Пленумов можно пересчитать едва ли не по пальцам рук.
Сегодня на экономическом форуме, проходящем в Санкт-Петербурге В.В. Путин заявил о необходимости объединения двух подсистем. Проект изменений будет внесен в Государственную Думу РФ в ближайшее время. Стоит отметить, что Госдума уже откликнулась на заявление Главы государства и уже готова в ускоренном порядке провести рассмотрение проекта.
Основная проблема, которая возникает при этом – изменение ряда положений Основного закона страны – Конституции РФ, которая менялась со времени принятия лишь однажды и является довольно стабильным документом. Основы судебной власти закреплены в отдельной главе и предполагают ныне устоявшееся разделение на суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.
Другой важный вопрос – под чьей эгидой произойдут изменения, кто станет «главным». Юридическое сообщество уже отрицательно отреагировало на новость, небезосновательно полагая, что главными станут суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ, что не оценивается положительно юристами — практиками.
Арбитражные суды в настоящее время отладили вполне работоспособный механизм, которому, возможно, грозит крах. Все передовые технологии, внедряемые в судебную деятельность, имели начало именно в арбитражных судах (банк решений, видеоконференцсвязь, «Мой арбитр» и другие). Поэтому есть обоснованные опасения, что все начинания могут зачахнуть.
Председатель ВАС РФ А.А.Иванов уже прокомментировал заявление Президента и пояснил, что речь идет об объединении, а не о присоединении. Поэтому суды будут пользоваться равными возможностями при проведении процедуры в жизнь. Комментировать ситуацию подробнее он отказался, сославшись на то, что пока речь идет скорее об объединении двух высших судебных инстанций, а не обо всех инстанциях. Множество проблем может возникнуть и в связи с различными подходами ГПК РФ и АПК РФ к системе инстанций.
Кроме того, пока не понятно, будет ли принят единый процессуальный кодекс, устанавливающий общие основы гражданского судопроизводства.
Другая проблема, которую предстоит решить – кадровая. А именно – кто встанет «у руля» и кем будут сформированы судейские места.
Интересен вопрос и по поводу финансирования судебной системы после реформы, так как бюджет в любом случае должен быть одним.
Юридическое сообщество взволновано предлагаемой реформой и очень обеспокоено тем, что несмотря на благие цели, поспешное ее проведение может привести к серьезным негативным последствиям.