Успешная судебная практика, в том числе, в Верховном Суде РФ
(31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5).
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Успешная судебная практика в судах разных инстанций, в том числе, в Верховном Суде РФ (31-КГ21-5-К6, 26-КАС23-1-К5)
Помогаем защищать права наших клиентов по всей России.
Навязывание дополнительных услуг при страховании ОСАГО — довольно неприятная ситуация, к которой привели «дыры» законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев ТС. Приходится констатировать, что эти «дыры» законодатель не стремится залатать. Некоторую надежду на ОСАГО без дополнительных услуг дает только развитие покупки полисов в электронном виде.
Нынешнюю ситуацию с ОСАГО нельзя назвать нормальной с точки зрения закона.
Чаще всего в качестве дополнительной услуги навязываются другие страховые услуги. Страхование автомобиля ОСАГО без страхования жизни или здоровья невозможно в большинстве страховых компаний.
Недобросовестные страховщики пользуются тем, что:
Можно ли бороться с произволом страховых компаний? Действенные способы для этого есть.
Способ для самых терпеливых, так как он времязатратный.
Мы привыкли заключать договоры ОСАГО при личной встрече с представителем страховщика. Однако это не исключает возможности подачи письменного заявления страховщику (в том числе, по почте) с предложением заключить договор ОСАГО.
К заявлению нужно приложить копии всех необходимых для заключения договора документов.
В данном заявлении следует указать:
Страховщик будет обязан отреагировать на заявление. Если страховщик отказывается заключить договор или просто игнорирует заявление — стоит обращаться в суд с иском о понуждении к заключению договора.
Но этот способ занимает много времени, поэтому, зачастую проще защищать уже нарушенные права.
Способ сводится к тому, что вы заключаете договор ОСАГО на условиях страховщика, в том числе, с навязанными услугами. При этом фиксируете все нарушения.
На встречу с представителем страховщика мы рекомендуем идти с диктофоном. Под запись предложить представителю страховщика заключить договор без дополнительных услуг и выяснить под любым предлогом его ФИО и должность.
Далее, в этот же день стоит написать страховщику письмо о расторжении договоров на дополнительные услуги и на возврат уплаченной страховой премии. Потребитель вправе отказаться от договора в любое время, не объясняя причин отказа. Однако в таком заявлении стоит указать причину отказа, а именно то, что услуга была навязана, то есть, была условием заключения договора ОСАГО.
Теперь диктофонную запись, заявление о расторжении договора на навязанные услуги и другие доказательства можно использовать для обращения в органы.
Прокуратура. Прокурор вправе в отношении страховой компании вынести представление об устранении нарушений или постановление о привлечении к административной ответственности в случае наличия в действиях страховой соответствующих составов.
Роспотребнадзор может провести проверку соблюдения страховщиком законодательства о защите прав потребителей.
Также действенным способом защиты прав может оказаться обращение в Центральный банк России, который занимается лицензированием деятельности страховых организаций и имеет реальные рычаги воздействия на них. Представители ЦБ неоднократно заявляли о возможности подачи жалоб на страховые компании при навязывании дополнительных услуг, обещая детальный разбор жалоб при наличии доказательств нарушения.
Суд также может защитить права автолюбителей. В судебном порядке можно требовать возврата уплаченной страховой премии, признания недействительными навязанных договоров на дополнительные услуги, возмещения убытков и взыскания судебных расходов.
Только массовыми обращениями мы сможем сделать эту «серую схему» невыгодной для страховых компаний.