Принуждение к заключению договора

При уклонении (отказе) от заключения договора довольно часто существует возможность реализовать такую процедуру, как принуждение к заключению договора, но при наличии определенных обстоятельств. Итак, как заставить заключить договор уклоняющуюся сторону?

Ситуации, в которых участник гражданского оборота (неважно, будь это гражданин или организация), обязан, но при этом отказывается заключить договор с контрагентом, довольно часто встречаются в практике.

Прежде всего, необходимо отметить, что иск о принуждении к заключению договора имеет перспективы только в том случае, если обязанность заключить договор четко обозначена в законе или другом договоре.

Публичный договор

Закон как правило говорит о таких обязанностях в отношении публичных договоров (например, розничная купля-продажа или договор ОСАГО), то есть договоров, которые лицо обязано заключить со всяким, кто обратиться к нему с таким предложением.

Однако обязанности по заключению договора могут вытекать не только из публичных, но и других договоров, например, из договора аренды (найма жилого помещения) при реализации арендатором (нанимателем) преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок. Как правило, закон устанавливает условия такого договора (в том числе, существенные), так как они в любом случае должны быть согласованы. Условия могут быть обозначены в законе и подзаконных нормативных актах.

Предварительный договор как форма обязательства заключить договор (основной)

Договорная обязанность заключить договор основывается на такой довольно популярной конструкции, как предварительный договор. Единственной его обязанностью может быть обязанность заключить договор в будущем. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.

Обязанность акцептовать оферту

Гражданский кодекс РФ подробно описывает механизм акцепта оферты (согласия на предложение заключить договор). Подробнее о случаях, когда оферту необходимо акцептовать смотрите в статье о протоколе разногласий к договору.

принуждение к заключению договора через суд

Предмет доказывания при предъявлении иска о понуждении к заключению договора

Заявление о принуждении к заключению договора должно содержать подтверждение следующих юридически значимых фактов:

• Наличие у лица обязанности заключить договор (как мы выяснили, обязанность может быть из закона или договора);
  • Направление истцом оферты ответчику в соответствии с правилами гражданского законодательства (как правило, необходимо именно документальное подтверждение – почтовая переписка, электронная – если возможно точно установить получателя);
  • Неполучение акцепта или протокола разногласий к договору, либо получение такого протокола, но несогласие с его положениями;
  • При получении протокола разногласий и в случае несогласия с ним, — соблюдение тридцатидневного срока на обращение в суд;
  • Уклонение от обязанности заключить договор (связано с пунктами 2-4, но при этом несет другую нагрузку – должен быть выраженный отказ ответчика от заключения либо уклонение, необходимо доказать, что ответчик действительно получил оферту);
  • Конкретные условия, на которых суд обяжет заключить ответчика договор (как минимум – существенные условия, поименованные в качестве таковых в законе). Суд не может обязать заключить договор на произвольных условиях, договоренности о которых не было в предварительном договоре или которые не указаны в законе.

Таким образом, если контрагент не хочет заключать договор, необходимо исследовать все вышеуказанные обстоятельства с целью выявления возможности произвести понуждение к заключению договора.

Государственная пошлина по делам о принуждении к заключению договора

В судах общей юрисдикции предусмотрено, что при предъявлении такого иска госпошлина взимается в размере:
300 рублей — для физических лиц (граждан)
6 000 рублей — для юридических лиц (организаций)
В арбитражных судах — 6 000 рублей (пп. 2 п. 1 ст. 333.2 НК РФ)

Договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Отказ от заключения договора — чем грозит?

В случае отказа от подписания (заключения) договора одним из последствий уклонения от заключения договора является возмещение убытков, связанных с уклонением другой стороны от заключения договора.

В случае если требование истца будет удовлетворено, неправомерно отказавшее в заключении договора лицо будет обязано заключить договор, возместить все судебные расходы. Если предварительным договором предусматривалась неустойка, то она также может быть взыскана.

Если вам нужен юрист по делам о принуждении к заключению договора, позвоните нам по телефону. Вы можете задать вопрос юристу прямо на нашем портале. Мы проводим платные юридические консультации и предоставляем юридические услуги по судебному представительству в Екатеринбурге и других регионах. Консультация юриста с помощью онлайн — консультанта предоставляется бесплатно. Мы поможем вам лично или можем посоветовать квалифицированного, надежного, опытного, компетентного в конкретном споре юриста.

Судебная практика по принуждению к заключению договора

Примеры судебных решений по принуждению заключить договор:

Мы имеем опыт полного сопровождения дел во всех судебных инстанциях:
— в судах общей юрисдикции;
— в арбитражных судах,
— по кассационным жалобам в Верховном Суда РФ,
— по жалобам в Конституционный Суд РФ.

Если Вам нужна наша помощь в виде консультации или юридических услуг, свяжитесь с нами:

+79920113966 (WhatsApp, Telegram)